Главная / Новости / Новости района
15.02.2021

О службе в Афганистане рассказывает бывший десантник Сергей Тарасевич

 – Вся моя судьба связана с «Мостовдревом», – рассказывает мостовчанин Сергей Тарасевич. – Сюда юношей меня приняли на работу, здесь проходило моё становление как человека. Но есть в жизни эпизод, связанный с далёким Афганистаном. И его не забыть, не выбросить из памяти…

Окончив вторую городскую школу, он пришёл работать в лесоцех «Мостовдрева», который в то время возглавлял Николай Раинчик.

– В цеху работало много молодёжи, – рассказывает Сергей Геннадиевич. – Знакомились с производством, вникали в процесс деревообработки. Трудиться было интересно: знакомились и дружили, находили общие интересы. Уже тогда я почувствовал, что не прочь связать свою судьбу с этим предприятием.

Вскоре предстоял призыв в армию. Тогда на слуху у всех был Афганистан. Люди знали, что в этой стране находятся советские войска, которые ведут борьбу с моджахедами.

В мае Сергея призвали в армию. За ребятами в Беларусь приехали загорелые офицеры из учебного подразделения, расположенного в далёкой Фергане Узбекистана. У нас была ранняя весна, а эти молодые военные, как тогда называли «купцы», выглядели так, как только что вернулись из-под палящего солнца. Куда везут служить ребят, становилось понятно без слов.

В учебном подразделении Сергей Тарасевич изучал тяжёлую грузовую технику, стал водителем военного КамАЗа. Учился водить машину в сложных условиях – по предгорьям и пересечённой местности.

–  Как случилось, что вы водитель, а прыгали с парашютом?

– Всё дело в том, что я служил в десантных войсках. А там каждый воин, несмотря на воинскую специальность, каждые полгода должен был совершить несколько прыжков с парашютом. Вот и прыгал. Впечатления помню до сих пор.

Время пребывания в учебной части быстро закончилось, и через полгода молодых солдат перебросили в Афганистан. Сергей Геннадиевич и теперь безошибочно находит на карте то место,где служил: провинция Пактия город Гардез, размещённый южнее Кабула, ближе к Пакистанской границе. Там дислоцировалась 56-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада, командиром которой был полковник с белорусской фамилией Евиевич. Во время службы земляков встречал немало, были ребята из Берестовицы, Рожанки, Волковыска. Заместитель командира роты был из Минска. Хотя все служили в разных подразделениях, поддерживали друг с другом тёплые и дружеские отношения, делились, чем могли. Вдали от Родины это помогало в службе, поднимало настроение в трудные моменты.

А в Афгане шла война. В декабре 1987 года 56-я десантно-штурмовая бригада принимала участие в операции «Магистраль». В начале 1988 года успешно провела воинскую операцию под кодовым названием «Барьер». Тогда десантники перекрыли душманам караванные пути из Пакистана. Чуть позже Сергею Геннадиевичу пришлось принимать участие в войсковой операции по деблокированию стратегического шоссе Гардез-Хост.

Но бои шли не каждый день. А вот выполнять свои обязанности водителя Сергею Тарасевичу приходилось постоянно. Из СССР в Афганистан шли тысячи тонн, как воинских грузов, так и продуктов питания, строительных материалов, медикаментов. В стране всё было в дефиците: соль, спички, одежда. Ездили в Кабул, Баграм,  другие города.

– Всё  необходимое  в места назначения доставляли военные грузовики, – рассказывает Сергей Геннадиевич. – Ездили большими колоннами, в каждой не менее полсотни машин. Конечно же под охраной БМП, БТРов и другой военной техники. В рейс всегда отправлялись и машины техобслуживания на базе Уралов. Машины повреждались  во время нападения душманов, в дороге случались и неисправности. Их необходимо было быстро устранить, чтобы колонна могла двигаться дальше.

–  Где жили, как был устроен быт солдат?

– Представьте себе, что неплохо. Тяжело приходилось тем, кто первыми вошёл в Афганистан. А мне пришлось служить уже ближе к моменту вывода советских войск из страны. Но по-прежнему повзводно жили в палатках, готовые в любой момент к подъёму по тревоге. Они были обустроены теми ребятами, кто здесь проходил службу до нас. В палатке был телевизор, так что мы видели и слышали новости из Родины, стояли хорошие кровати, на полу лежал линолеум, стены были облагорожены досками из поддонов. Тепло создавали две буржуйки. Территория войсковой части также была обустроена. Здесь уже была водонапорная башня, так что проблем с помывкой не было, а в Афганистане это очень важно. Была даже своя хлебопекарня. Здесь пекли белый хлеб. А нам часто так хотелось родного белорусского тёмного.

 Служба у Сергея Тарасевича подходила к концу, когда стало известно, что контингент советских войск выводят из Афганистана. Это был долгожданный момент. Каждому человеку дороги мир и спокойствие, а не  жизнь на войне.

Из Афганистана 56-я ДШБ уходила через тот самый железнодорожный мост через Амударью в Узбекистане длиной почти километр,  который позже стал знаменитым. Их разместили в Туркмении в городе Иолотань. Оттуда и уволился в запас.

– Почему не продолжили работу водителем, а опять пришли на «Мостовдрев»? –  спросили мы у Сергея Геннадиевича.

– Свежи в памяти были оплавленные от пуль и осколков кабины КАМАЗов,  опасная езда по военным дорогам, – говорит Сергей Тарасевич. – А вот с «Мостовдревом» было связано всё самое лучшее. Потому и попросился сюда. Долгое время работал в мебельном цехе, последние годы в лесопильно-деревообрабатывающем. Очень приятно, что строится новый цех на предприятии, хочется поработать там.

– Сергей Геннадиевич – один из лучших станочников нашего коллектива, – рассказывает начальник ЛДЦ Анатолий Тумелевич. – Очень грамотный и ответственный работник. Ответственно относится к порученной работе, перевыполняет производственные задания.  У него этому учатся наши молодые работники.