Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Типичные нарушения, выявленные у плательщиков обязательных страховых взносов при проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского областного управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в 1 полугодии 2025 года.

24.12.2025
 

 

1. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.

 

При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей, установлены следующие нарушения  требований Закона Республики Беларусь от 29.12.2013 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7-З), Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569):

в нарушение подпункта 1.3 пункта 1 статьи 16 Закона № 7-З пособие на ребенка старше 16 лет из отдельных категорий семей, не являющегося инвалидом, назначено и выплачено за период после окончания обучения (июль, август) при получении общего среднего образования, хотя следовало по июнь включительно;

в нарушение пункта 3 статьи 14 Закона № 7-З, неверно определен размер пособия семье на ребенка в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет за соответствующий месяц (50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума);

в нарушение подпункта 3.4 пункта 3 статьи 22 Закона № 7-З неверно определен день  возникновения права на  пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 3 лет (пособие назначено и выплачено с даты выдачи удостоверения ребенка-инвалида, а не со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам, так как ребенок признан инвалидом до окончания периода беременности и родов);

в нарушение подпункта 3.5 пункта 3 статьи 22 Закона № 7-З  пособие семье на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет назначено и выплачено со дня,  следующего за днем освобождения от работы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам, а не с даты рождения младшего ребенка;

в нарушение подпункта 3.6 пункта 3 статьи 22 Закона № 7-З, неверно определен день возникновения права на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей (пособие назначено и выплачено с даты выдачи удостоверения ребенка-инвалида, а не с даты признания ребенка инвалидом);

в нарушение статьи 16 Закона № 7-З, пособие на ребенка старше 3 лет из отдельных категорий семей назначено не по дату, предшествующую дню достижения ребенком-инвалидом 18 лет;

в нарушение пункта 13 Положения № 569, выплата пособия на ребенка старше 3 лет из отдельных категорий семей возобновлена не со дня приостановления, а со дня переосвидетельствования ребенка инвалида при перерыве в выплате не более месяца;

 

В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.

В соответствии с пунктом 22 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 расходы на выплату государственных пособий, произведенные с нарушением норм законодательства, не принимаются к зачету в счет обязательных страховых взносов в бюджет фонда и подлежат доначислению.

 

2. Нарушения при предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение  и оздоровление.

 

В нарушение пунктов 13, 15 Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее – Положение № 542) при определении размера платы за путевку в размер денежного дохода получателя путевки не в полном размере включена заработная плата и пенсия, что привело к неверному определению коэффициента размера частичной стоимости, возмещаемой получателем;

 

В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.

 

3. Нарушения при выплате пособия (материальной помощи) на погребение.

 

В нарушение пункта 3 Положения о порядке выплаты пособия на погребение и порядке возмещения расходов на погребение специализированной организации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2015 № 585, пособие выплачено на основании копии справки о смерти работника.

 

В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.

 

4. Нарушения при представлении документов персонифицированного учета.

 

5.1 По представлению формы ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении».

 

В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:

представление с нарушением установленного срока формы ПУ-2 (нарушены пункты 15, 20-1 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее - Правила).

при предоставлении сведений по форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении» неверно отражены дата  и номер приказа при переводе на другую работу; не отражены сведения  о переводе  на другую работу (нарушен пункт 10 Инструкции о порядке заполнения форм  документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты Республики Беларусь Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее - Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ);

 

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.

 

5.2. По представлению формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения».

 

 В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:

непредставление и (или) представление с нарушением установленного срока формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» арушены пункты 16, 20-1 Правил);

отражение в форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы; сумма выплат за дни трудового отпуска не разнесена по периодам, за которые они начислены; (нарушен пункт 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);

выплаты, произведенные по одному гражданско-правовому договору, отражены как выплаты по нескольким отдельным договорам (нарушен пункт 18 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);

в разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже» некорректно отражаются периоды с видом деятельности «ДЕТИ50», «ДЕТИ100», ДПОСОБ50», «ДПОСОБ100» (неверно отражены сведения о периоде выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет; не отражен период, когда работник прерывал отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет), а также неверно отражены периоды с видом деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ», «ПОСОБИЕ», «ДОГОВОР» (нарушен пункт 19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ).

 

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.

 

5.3. По предоставлению формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование».

 

В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:

представление с нарушением установленного срока формы ПУ-6 (нарушены пункты 19, 20-1 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее - Правила).

 

недостоверно отражались суммы выплат и исчисленных взносов на ППС в формах ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» (нарушен пункт 28 Инструкции о порядке заполнения  форм ДПУ).

 

некорректное отражение в разделе 2 «Сведения о работе с особыми условиями труда» формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» периодов занятости в особых условиях труда: из периода работы с особыми условиями труда не исключены выходные и праздничные дни, которые следовали за периодом, в котором работник не подлежал ППС) (нарушен пункт 30 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ).

 

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.

 

6. Нарушения при представлении отчета о средствах Фонда социальной защиты населения

 

При проверке правильности предоставления отчета о средствах Фонда социальной защиты населения формы 4-фонд установлены следующие нарушения:

 

неверно отражалась сумма начисленных обязательных страховых взносов по строке 12 «Начисленные обязательные страховые взносы» (нарушенпункт 16 Указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2023 № 45);

неверно отражалась сумма начисленных пособий по беременности и родам по строке 30 «пособия по беременности и родам»(нарушен пункт 30 Указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2023 № 45).

неверно отражалась сумма исчисленных взносов по строке 12, по причине включения сумм выплат за дни отпуска, приходящиеся на другой отчетный период (нарушен пункт 16 Указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 20.11.2024 № 93).

 

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.

 

Мостовский районный отдел Фонда социальной защиты населения

 

© Мостовский районный исполнительный комитет, 2025.