Гродненским областным управлением Департамента государственной
инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
(далее – областное управление) при осуществлении надзора за соблюдением
законодательства о труде нередко выявляются факты привлечения нанимателями
работников к работе без оформления с ними в установленном порядке приема на работу.
Некоторые наниматели неверно полагают, что допуск
работника к работе по соответствующей должности (профессии) без оформления в
установленном порядке приема на работу может иметь место на период так
называемой «стажировки», «проверки практических навыков» и т.п., после
прохождения которых, если работник устроит нанимателя, с последним могут быть
заключены трудовые отношения.
Данное убеждение является неправомерным, поскольку
деяния нанимателей в части не оформления в установленном законодательстве о
труде порядке приема работников на работу, нарушают требования, установленные
Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее – ТК).
Некоторые работники осознанно приступают к работе
без оформления с ними нанимателями в установленном порядке трудовых отношений,
в результате чего наступают негативные последствия.
На практике при рассмотрении обращений граждан, а
также информаций, поступающих из государственных органов, устанавливаются
факты, когда работники привлекаются к работе без оформления трудовых отношений и
как следствие не получают заработную плату за фактически отработанное время, а
также иные гарантии, установленные законодательством о труде.
В соответствии с частью 2
статьи 25 ТК, фактическое допущение уполномоченным должностным лицом нанимателя
работника к работе является началом действия трудового договора независимо от
того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен. Начало
действия трудового договора - день начала работы, определенный в нем сторонами.
Даже если прием на работу не был надлежаще оформлен, но уполномоченное
должностное лицо нанимателя фактически допустило гражданина к работе, это
считается началом действия трудового договора.
Уполномоченное должностное лицо нанимателя - руководитель
организации или структурного подразделения (их заместители), иной работник,
которым нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения,
вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений. Им может быть иное лицо,
которому такое право предоставлено законодательством (абзац 18 ч. 1 ст. 1 ТК).
Фактическое допущение
уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к работе должно быть
письменно оформлено не позднее дня,
следующего за днем допущения работника к работе (часть 3 статьи 25 ТК).
При приеме работника на
работу наниматель обязан соблюсти требования статей 18, 25, 26 и 54 ТК, а
именно:
- потребовать
от работника документы, необходимые для заключения трудового договора в
соответствии с законодательством (документ, удостоверяющий личность;
документы воинского учета (для военнообязанных и
лиц, подлежащих призыву на воинскую службу); трудовую книжку, за исключением
впервые поступающего на работу и совместителей (а также нанимателя –
физического лица); документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие
права на выполнение данной работы; направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в
соответствии с законодательством; индивидуальную программу реабилитации, абилитации инвалида (для
инвалидов); декларацию о доходах и имуществе, страховое
свидетельство, медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств,
имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными
актами).
- ознакомить работника под роспись с порученной работой, условиями
и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности (в
том числе с должностной (рабочей) инструкцией, локальными правовыми актами
нанимателя, определяющими условия оплаты труда);
- ознакомить работника под роспись с коллективным договором,
соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок (в том числе с Правилами внутреннего трудового
распорядка);
- провести вводный инструктаж по охране труда;
- заключить трудовой договор в письменной форме, оформить
заключение трудового договора приказом (распоряжением) и объявить его работнику
под роспись;
- в соответствии с установленным порядком завести (заполнить) на
работника трудовую книжку.
Наниматель вправе, а в случаях, установленных законодательными
актами, обязан при приеме на работу гражданина запрашивать характеристику с предыдущих
мест его работы.
Нанимателю также необходимо истребовать
от работника заявление о приеме на работу. Хотя такое заявление и не отнесено к
документам, которые работник обязан представить, тем не менее, его написание не
противоречит нормам законодательства о труде. Так, для нанимателя заявление
подтверждает волеизъявление работника вступить в трудовые отношения, а для
работника - является доказательством
проявления инициативы заключения трудового договора.
Несоблюдение
порядка приема на работу является нарушением законодательства о труде.
Должностное лицо нанимателя за такое нарушение может быть привлечено к
административной ответственности по части 6 статьи 10.12 Кодекса Республики
Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) в виде штрафа в
размере от 2 до 20 базовых величин.
Областным управлением за 11 месяцев 2025 года за
установленные нарушения порядка приема работников на работу, выразившиеся в не
оформлении с работниками трудовых отношений, к административной ответственности
по части 6 статьи 10.12 КоАП привлечено 23 должностных лица на сумму 4,7
тыс.руб.
Дополнительно информируем, что информацию о трудоустройстве в
конкретной организации, в том числе дате приема и начисленной заработной плате,
граждане могут узнать в мобильном приложении Фонда социальной защиты населения
«ФСЗН».
Заместитель начальника
отдела надзора за соблюдением
законодательства о труде
Гродненского областного управления
Департамента государственной инспекции труда
В.Э.Красицкая
16.12.2025