И помнить страшно и забыть нельзя»
Всё дальше и дальше в прошлое уходят от нас события страшной Великой Отечественной войны. Заросли травой солдатские блиндажи и землянки, поднялись из руин города и посёлки, выросли новые поколения людей, редеют ряды ветеранов… И не перестают болеть раны на сердце, раны нашей памяти. Не звенят детские голоса в сотнях деревень, сожженных фашистами, не выплакали слез матери о детях, не вернувшихся с фронта, они уже не приходят к могилам и обелискам, их просто уже нет с нами. Время неумолимо. Но войну, скорбь, горе и страдание ничем нельзя измерить и заглушить.
На высоком правом берегу Немана в тени деревьев стояла деревня Княжеводцы. Более тысячи жителей проживало в ней. 200 домов находились один около другого по обе стороны улицы. Гордые и красивые люди жили в этой деревне с немного загадочным названием Княжеводцы.
А так названа она, как свидетельствует предание, вот почему. Давным –давно, много веков назад тут великие литовские князья держали водную переправу через Неман из Вильни в Волковыск и Берестье. А люди, которые обслуживали и охраняли эту переправу, были названы княжеводцами.
Прошли годы, столетия. Одно поколение сменилось другим. Когда в 1941г. край оккупировали фашисты, все люди стали на защиту своей земли.
В борьбу с врагом вступили жители Княжеводцев. Известно, что в деревне существовала подпольная антифашистская группа. Юноша из этой деревни Иван Синица входил в Скидельскую подпольную комсомольскую организацию. Многие поддерживали связь с партизанами. Женщины для партизан стирали бельё, пекли хлеб.
Догадываясь обо всем этом, немецкие каратели часто проводили облавы. Они внезапно врывались в дома, делали обыски. Принудили всех сфотографироваться, а фотокарточки прикрепить на дверях своих домов. Во время обысков по ним сверяли, все ли члены семьи дома.
Но такие меры не ослабили высокого патриотического духа жителей Княжеводцев. Они по-прежнему поддерживали связь с партизанами, оказывали действенную помощь.
Тогда враг решил жестоко расправиться с жителями, а деревню стереть с лица земли.
Трагичным стал день 23 июля 1943 года. Это была пятница. Стояло знойное лето. Близилась жатва. Но не довелось жнеям взять в руки серпы. Дома, всё хлеборобское богатство было предано огню, а жители в этот день были расстреляны.
А было это так: глубокой ночью эсесовцы окружили деревню, жителям запретили выходить или уезжать. Только единицы вырвались из этого пекла. Вот что говорят об этом очевидцы. А было это так: глубокой ночью эсесовцы окружили деревню, жителям запретили выходить или уезжать. Только единицы вырвались из этого пекла. Вот что говорят об этом очевидцы.
И вправду, в этот жуткий день Княжеводцы напоминали пылающий факел. Жителей согнали в одно место и разместили в трех сараях. А потом по 10 человек подводили к свежевырытым ямам и расстреливали. И не жалела пуля ни старого, ни малого, ни мужчин, ни женщин. А все крестьянские пожитки были увезены в соседнее местечко Лунно.
По свидетельству очевидцев более тысячи человек были погублены в этот день.
А через год фашисты, предчувствуя свою близкую гибель, и боясь возмездия, снова явились на могилы расстрелянных. Они раскопали их, облили трупы бензином и подожгли. Так жители деревни Княжеводцы были дважды уничтожены.