Название этой крохотной, всего на 5 жилых дворов, деревеньки в Мостовском районе знают миллионы людей. И лишь немногие догадываются о том, что она существует на самом деле. Дело в том, что именно об этом селе — Богатыревичи — рассказывается в красивой легенде о Яне и Цецилии из романа «Над Неманом» писательницы Элизы Ожешко. Произведение написано полтора столетия назад. Оно входит в польскую школьную программу. Но только тот, кто не поленится добраться в белорусскую глубинку, чтобы своими глазами увидеть место рождения популярной литературной сказки, получит серьезный повод убедиться: не сказка это вовсе, а история настоящей любви, способной противостоять любым трудностям и преградам.
Что написано пером?
Историю эту писательница узнала из рассказов местных жителей. Мол, много веков назад поселилась в местных глухих лесах у самого обрыва над Неманом молодая пара. Книга так описывает этот момент: «Он был загорелый и очень сильный, что редко бывает среди панов, а в ней — шла ли она, стояла ли, молчала или говорила — видна была знатная госпожа». Они искали место, где их любовь не будет запретной из за социального неравенства. И нашли: «На этом месте не было ни одного вершка вспаханной земли, не было следов людского жилища. И с той, и с этой стороны реки направо и налево была только одна сплошная пуща».
Здесь Ян и Цецилия нашли старый дуб с огромным дуплом. В нем они и поселились. Со временем родилось у пары шесть дочерей и шесть сыновей. А спустя 80 лет во время охоты пришел в эти места король и был несказанно удивлен тем, что посреди пущи обнаружил богатые поля, тучные стада, улыбчивых сельчан и самих Яна с Цецилией — седовласых, но все еще красивых и крепких. За мужество и упорство, благодаря которым их род отвоевал у пущи место для спокойной и благополучной жизни, даровал король их потомкам дворянство и повелевал именоваться Богатыровичами.
До наших дней сохранились два вросших в землю надмогильных камня, бережно обнесенных оградой с мастерски выполненным деревянным крестом над ними. Говорят, что именно здесь покоятся начинатели рода Богатыревичей, что потомки похоронили их именно там, где когда то стоял старый дуб, давший им пристанище.
Древние каменные надгробия на могиле Яна и Цецилии.
Тысячи туристов приезжают на это место, чтобы прикоснуться к знаменитой легенде. Впрочем, местные жители уверены, что жизнь Яна и Цецилии — исторически достоверный факт, и готовы это доказать.
Память по наследству.
Сейчас в деревне Богатыревичи заселено пять дворов. Двое жителей приезжие, а трое здесь родились и выросли. Все эти трое — Богатыревичи. Кто по праву рождения, а кто то получил фамилию после замужества. Ирина Юльяновна Стрелковская и Данута Адольфовна Станевская в девичестве были Богатыревич. Правда, родственницами себя не считают. Жили по соседству. Обе не раз слышали рассказ о Яне и Цецилии от бабушек.
Жительницы села Богатыревичи Ирина Стрелковская и Данута Станевская.
— Какая же это легенда?! — удивляется Ирина Юльяновна. — У обрыва они и похоронены. Там и памятник, и деревянная оградка, сколько мы себя помним и сколько себя помнят наши родственники. Еще в наше время тут места лесистые были. Правда, деревни по соседству уже стояли. Но что интересно: только в Богатыревичах все жители католической веры, а все вокруг православные. Значит, правда, что основали поселение люди, пришедшие издалека.
Данута Адольфовна показывает фотографию маленького мальчика с улыбкой во весь рот на фоне узнаваемого деревянного штакетника. Это ее брат. А вот целая семья — 11 человек, от стариков до ребятни. Там же. Снимки сделаны более 70 лет назад. Уже тогда жители деревни старались запечатлеть себя и своих близких у знакового для них места. Собеседница вспоминает, что в ее детстве деревня была разделена на две части: ближе к лесу с памятным знаком жили практически все семьи с фамилией Богатыревич, а дальше — другие. Это объяснялось тем, что дома по наследству в основном передавались сыновьям. Парни, бравшие в жены девушек из этого рода, были вынуждены дома строить сами, чтобы не быть примаками.
— Легенду из истории нашей семьи сделала Элиза Ожешко, — уверена Данута Станевская. — Места здесь красивые, поэтому многие горожане жили тут все лето. Моя бабушка рассказывала, что каждую весну сюда приезжала и писательница. Само собой, от здешних жителей она услышала о Яне и Цецилии, видела их могилу. А в романе написала, что это сказка, легенда.
Место, исцеляющее душу
Виктор Акстилович переехал в Богатыревичи из Гродно. Не скрывает: переезд в знаменитую деревню перевернул всю его жизнь, изменив ее к лучшему:
— Оказался я здесь случайно. Знакомый поляк попросил приобрести для него дом в этой деревне, но перед самой сделкой отказался от своего намерения. Чтобы не было стыдно перед людьми, с которыми договаривался, дом я все таки купил. Сначала попробовал отремонтировать, но он был слишком старым. Поэтому решил его перестроить, взяв за основание старый фундамент. Когда строение было готово, я просто не смог отсюда уехать. Из окон открывается волшебный вид на излучину Немана. Удивительное место, красивое, спокойное, со здоровой, доброй энергетикой. Я сам инженер строитель, работал в городе. Переехав сюда, начал искать новое занятие — и стал фермером. Ничуть об этом не жалею.
Виктор Антонович также ни на секунду не сомневается: история Яна и Цецилии — не легенда, а быль. Мужчина заметил, что, приезжая сюда, люди забывают о своих проблемах, амбициях, финансовых делах. Здесь царят спокойствие, красота, доброта и трудолюбие. Он сам только после переезда в Богатыревичи, отбросив все лишние заботы, начал заниматься музыкой — и ведь получилось.
Добрым молодцам урок
Летом в Богатыревичи приезжает много польских туристов. В день бывает по два три автобуса. Деревня их особо не интересует. Скорее всего, потому что никто не верит в ее реальность. Идут за экскурсоводами сразу к надмогильным камням и памятному знаку. Именно о нем писательница вспоминала: «Памятник этот был, несомненно, очень дорог для многих поколений — ведь в каждом из них был кто нибудь, кто не дозволял этому обломку старины исчезнуть с лица земли». Приезжие фотографируются, пытаются дотронуться до валунов надгробий, чтобы прихватить с собой хоть частицу великой любви, покорившей дикую природу и человеческие предрассудки».
Сельчане к таким паломникам относятся благосклонно, не отрицая возможные магические свойства старинного погребения. За доказательствами далеко ходить не надо: семьи в Богатыревичах всегда были дружными и крепкими, о разводах никто и не помышлял.
Ольга Кореневская, управляющий делами Лунненского сельисполкома:
— Учет населения, домовладений и земельных участков ведется в похозяйственных книгах. Самые ранние сведения в книге с информацией о Богатыревичах относятся к 1980 году. Если открыть эти записи, то увидим, что на тот период в деревне было 20 домовладений, хозяева восьми из которых носили фамилию Богатыревич. Согласитесь, это немало, если учитывать, что некоторые бывшие однофамильцы выходили замуж и меняли фамилию. Поневоле задумаешься, что это не случайно. И все эти люди — дальние потомки одной большой и дружной семьи.
СПРАВКА «СБ»
Роман «Над Неманом» был написан Элизой Ожешко в 1887 году. Это, бесспорно, самое известное произведение писательницы, которое включено в школьную программу польской общеобразовательной школы. Сюжет показывает быт шляхты и крестьянства второй половины XIX века. Фамилия Богатыревич в романе заменена на Богатырович.
По материалам сайта www.sb.by/articles/legenda-i-byl-bogatyrevichey.html