Они ровесники, все родились в Мостах в 1960 году, учились в одном классе, а потом пришли работать на ОАО «Мостовдрев». Хотя путь в профессию у каждого был свой, порой непростой.
«Вся жизнь моя на заводе…»
Эти слова произнёс транспортёрщик лущильного участка фанерного цеха Анатолий Солиняк.
– Я 13 октября 1980 года вернулся из армии, а 29 числа уже устроился на мебельную фабрику, – рассказывает Анатолий Станиславович. – Так что на заводе я уже 43 года!
Что могли предложить молодому парнишке на предприятии? Предложили самую простую работу – упаковщика тахты. В те годы мостовская тахта пользовалась огромным спросом, её знали и охотно покупали не только в Беларуси, но и за рубежом. Объёмы выпуска этой продукции были очень большими, работники не успевали упаковывать и отправлять потребителям.
Старательного парня заметил начальник мебельной фабрики Леонид Пикуль и предложил ему после обучения работу столяра. Анатолий и сам присматривался, как работает знаменитый столяр Константин Шамбер, и хотел научиться этому делу. За работу взялся с большим желанием и энтузиазмом. Вскоре на мебельной фабрике возник комсомольско-молодёжный коллектив, в состав которого, кроме Анатолия Солиняка, вошли Алексей Лопата, Александр Матейчик и другие ребята. Они дружили, перевыполняли доведённые задания и активно участвовали в общественной жизни: ходили на городские праздники, работали на субботниках, помогали ветеранам, вносили свою лепту в заводские мероприятия.
После развала Союза нарушились производственные связи, и Мостовская мебельная фабрика прекратила своё существование. К этому времени Анатолий Солиняк стал одним из самых опытных столяров-мебельщиков, ему был присвоен пятый разряд.
Конечно, такого специалиста не отпустили с предприятия, предложили работу. И тоже ответственную. Анатолий Станиславович перешёл в фанерный цех, где стал транспортировщиком. Иными словами, ответственным за работу всех транспортёров.
– На одном участке цеха два-три транспортёра, на другом, как например в лущильном, – восемь, и все они должны работать без остановок, – говорит Анатолий Станиславович. – Моя забота, чтобы они были исправными, чистыми, по ним от станка к станку всю смену доставлялись необходимые материалы. В их ремонте мне помогают цеховые слесаря или электрики. Но таких случаев стараюсь не допустить.
В своё время Анатолий Солиняк пришёл на завод потому, что там работали его родители. Отец трудился на бирже сырья, мать – в фанерном цехе, потом на мебельной фабрике, брат отца – в лесоцехе. В то время многие шли по стопам родителей-деревообработчиков и со временем сами становились заслуженными людьми.
– Не передать словами, как было приятно, когда генеральный директор «Мостовдрева» Сергей Ососов вручил нагрудный знак заслуженного работника предприятия, – рассказывает Анатолий Станиславович. – Меня поздравили родные, близкие, соседи и мой одноклассник Саша Солович.
Призвание пришло не сразу
– В третьей городской школе мы с Толей Солиняком учились в одном классе, вместе пришли на «Мостовдрев». Только я до армии два года работал в КИПе слесарем. Затем по этой же специальности в фанерном цехе, – рассказывает машинист-кочегар котельного цеха Александр Солович.
В фанцехе не успел проработать и года, как ему поступило предложение стать машинистом-кочегаром заводской котельной. Она тогда была «сердцем» «Мостовдрева», снабжала теплом все цеха. И работали там очень уважаемые люди, многих из которых знал Александр. Поэтому он воспринял предложение перейти на работу в котельную как большое доверие и возможность проявить себя в ответственном деле.
Но сначала была учёба в Гродно, потом в Бобруйске, где парня научили обслуживать котельное оборудование, работающее на газу и на жидком топливе. Было это в начале 1980-х годов.
– В то время у нас в котельной работало 6 котлов: три на мазуте и столько же на древесных отходах, – рассказывает Александр Вацлавович. – Мы отапливали город Мосты, много пара давали на прессы в фанерный и цех ДСП, на сушилки и другое оборудование. Работы было много – и дисциплина в котельной была очень высокой. Ответственности в работе здесь учили с первых дней.
Парень старался, хотелось не подвести родителей. Отец Вацлав Владимирович сначала работал в цехе ГКД, а затем, как и сын, в котельной бункеровщиком. А мама Мария Ивановна трудилась технологом в фанерном цехе, на участке экспортной продукции.
– Работа в котельной мне понравилась, я полюбил её всей душой, – продолжает Александр Вацлавович. – И уже не мыслил себя на какой-то другой.
Здесь он получил первые награды, а в изданной в 2012 году к 85-летию «Мостовдрева» книге была опубликована фотография бригадира машинистов-кочегаров Александра Соловича. На фото он уже не у топки котла, а за компьютером. Масштабная реконструкция «Мостовдрева» началась с котельной, здесь было установлено новое оборудование. В книге отмечалось, что «энергетическое сердце» ОАО «Мостовдрев» бьётся ровно и уверенно. Александр Вацлавович знает, сколько пришлось потрудиться, чтобы это было так. От простого пульта управления котлом «Тампелла» до экрана компьютера путь непростой. Но и эффект тоже значительный.
– Многое значит, что наш коллектив возглавляет очень знающий и грамотный руководитель Дмитрий Шаблов, – рассказывает Александр Солович. – Он окончил Брестский национальный технический университет, а начинал свою трудовую деятельность с оператора отопительно-производственной котельной. Так что в нашем деле он знает всё, может подсказать и помочь. Я также благодарен руководству предприятия за высокую оценку моего труда.
Очень хотел стать фрезеровщиком
С фрезеровщиком ремонтно-механического цеха Игорем Терентьевым поговорить было непросто: он одновременно работал на двух станках. И хотя оба действовали в автоматическом режиме, контроль за процессом нужен был постоянный. Игорь Юрьевич заглядывал в чертёж, одновременно наблюдал за работой оборудования. В такой обстановке и разговаривали.
– Как получилось, что вы первым из своих одноклассников в пятнадцать лет пришли на завод?
– Очень хотел быть фрезеровщиком. Окончил восемь классов и пришёл в ремонтно-механический цех учеником фрезеровщика, где работал мой знаменитый дядя Виталий Мицкевич. Одновременно учился в вечерней школе в большом деревянном здании напротив редакции. Специальность освоил быстро. Мне нравилось обрабатывать металл при помощи фрез, изготавливать различные сложные изделия и детали. Научился читать чертежи, разбираться в различных видах фрез, работать на разных станках. Первую похвалу и поддержку Виталия Захаровича помню до сих пор.
– От ученика фрезеровщика до заслуженного работника ОАО «Мостовдрев» прошло…
– 48 лет! Большая половина жизни. Но я благодарен судьбе, что она привела меня когда-то юношей на предприятие. Тут я прошёл настоящую школу жизни, в том числе и профессиональную. Могу работать и строгальщиком, и зубонарезчиком, освоил и другие специальности.
Знания и умения Игоря Юрьевича нужны были всегда, но особенно важны теперь, во время санкций. Если раньше шестерню или вал к импортной технике можно было приобрести готовыми, то теперь много деталей приходится изготавливать в ремонтно-механическом цехе. И такие специалисты, как Игорь Терентьев, очень высоко ценятся. Он может и шестерню с косым зубом изготовить, и вал прострогать, и канавки шпоночные на детали нарезать, и на нескольких станках работать одновременно. Одну деталь сделал – немало других на очереди.
Так в рабочих буднях и бежит время.
– Я рад, что мой труд нужен людям, – сказал ветеран.
– На ОАО «Мостовдрев уже сорок человек имеют звание заслуженного работника, – говорит заместитель генерального директора ОАО «Мостовдрев» Ольга Говорова. – Это золотой фонд нашего предприятия. Мы этих людей высоко ценим, фотографии их размещаем в книге об ОАО «Мостовдрев».