«Что же это за проект-то такой? Чему нас там могут научить, нам и так всё известно, ведь живём в веке цифровых технологий?!» ‒ скептически изгибает бровь молодёжь. Отнюдь: молодые люди и девушки современной Беларуси могут иметь весьма отдалённое представление о незаконном обороте наркотических веществ (кто-то обязательно позвонит в WhatsApp по телефону, что увидел в объявлении в надежде на лёгкий заработок), реабилитации нацизма, экстремизма (далеко не каждый знает, что же считается распространением экстремистских материалов) и даже киберпреступности. Проект же направлен на повышение правовой и политической грамотности именно в этих областях.
Решение об этом приняли ещё в апреле, а проект заработал уже в июне: подобные собрания решили проводить повсеместно в каждом районе страны. Первая встреча в рамках акции «Молодёжь в праве» прошла и в Мостах. Как и по всей Беларуси, её организаторами стали представители Молодёжного парламента при Национальном собрании Республики Беларусь и Совета молодых адвокатов Белорусской республиканской коллегии адвокатов. В Мостах ими были Ирина Курдюк и Анастасия Пецевич.
На первую встречу пришли 11 девушек из различных государственных предприятий и организаций Мостовщины: здесь были представители и ОАО «Мостовдрев», и работницы Мостовского ЦСОН, и делегаты от районной библиотеки и РЦК. Естественно, не обошлось и без участниц районного центра творчества детей и молодёжи, в стенах которого проходила встреча.
В качестве основных тем организаторы выбрали наиболее животрепещущие области, которые по-прежнему широко обсуждаются в информационном поле: экстремизм и геноцид. Последняя тема стала выбором Ирины Курдюк, представителя Молодёжного парламента при Национальном собрании Республики Беларусь. Эта область ей хороша знакома: Ирина уже дважды была на раскопках в урочище Уручье, где продолжают находить всё новые и новые останки расстрелянных военных и гражданских ‒ всего около 58 тысяч жертв геноцида. Также представитель Молодёжного парламента тесно сотрудничает с представителями структур, которые занимаются этим делом ‒ в том числе и по Мостовскому району. Так, например, она отметила, что в ходе расследования дела о геноциде белорусского народа в Мостовском районе уже не шесть сестёр Хатыни, а шестнадцать! Ввиду возникновения и раскрытия новых деталей о преступлениях нацистских захватчиков будут добавлять и новые фамилии на братских могилах и обелисках жертвам Великой Отечественной войны.
Анастасия Пецевич, адвокат юридической консультации Мостовского района Гродненской областной коллегии адвокатов, тотчас добавила, что дело о геноциде белорусского народа ‒ это уникальный прецедент в нашем правовом поле.
‒ Дело в том, что ни одно уголовное дело в Беларуси не доступно широкой аудитории, как дело о геноциде белорусского народа, ‒ делится своим мнением с присутствующими адвокат. ‒ Все видео- и аудиоматериалы доступны в Интернете, на сайте Генеральной прокуратуры. Там же, в открытом доступе, есть и списки участников карательных операций и других нацистских преступников.
Также она добавила, что уже вынесен первый приговор в рамках дела о геноциде: 18 марта 2024 года виновным в этом преступлении был признан каратель Катрюк. Поскольку подсудимый уже умер, то и приговор прозвучал без назначения наказания.
Следующая тема ‒ экстремизм. Здесь слово взяла Анастасия Пецевич, поскольку в её практике уже встречались дела, связанные с экстремистской деятельностью. К слову, число преступлений на этой почве снижается год за годом ‒ соответствующие цифры привела её коллега по лекторию. Всего в Гродненской области было совершено 2448 преступлений по данной статье, и основная масса их пришлась на 2021-2022 годы (696 преступлений и 771 соответственно), а с 2023 года цифры пошли на убыль ‒ 471 противоправное действие.
Анастасия подчеркнула, что немало людей, обвинённых по данной статье, экстремистами по духу не были: с экстремистскими материалами они столкнулись случайно, а об их запрете и ответственности за это попросту не знали. Однако незнание не освобождает от ответственности, а букву закона они всё же нарушили. Как уберечься от подобного?
Во-первых, чистите кэши ваших мессенджеров. В Telegram, например, есть функция сохранения материалов, что вы просматриваете. И, например, видео из экстремистского телеграм-канала с водяным знаком, которые вы посмотрели, сохранилось в вашем телефоне. Это уже квалифицируется как хранение.
Во-вторых, всегда будьте осторожны со своими лайками, репостами и комментариями. Все эти действия способствуют продвижению публикации, а поэтому могут квалифицироваться как распространение.
Ещё один важный пункт ‒ это реабилитация нацизма и отрицание геноцида. По этим статьям уголовного кодекса также можно получить немалый срок. Прецеденты уже были: в марте 2024 года Следственный комитет возбудил уголовное дело против человека, который в своих публикациях в сети Интернет утверждал, что Хатынь сожгли партизаны. Это квалифицировали как отрицание геноцида.
Итог первой встречи подвела Ирина Курдюк цитатой из «Маленького принца» Антуана де Сента-Экзюпери: «…приведи в порядок свою планету». Дескать, мы сами в ответе за то место, где живём ‒ и ни на кого переложить эту ответственность не имеем права. Поэтому ‒ именно нам продолжать строить нашу страну, поскольку время остановило свой выбор на наших поколениях.
По окончанию лекционной части участники встречи задали свои вопросы спикерам, а после им предоставили возможность бесплатно проконсультироваться у адвоката.
Виктор МОХАНЬ