Президент Беларуси Александр Лукашенко сегодня на расширенном заседании Конституционной комиссии высказал свою позицию по вопросу сохранения в стране возможности применения смертной казни, передает корреспондент БЕЛТА.
Во время мероприятия член Конституционной комиссии кандидат экономических наук Сергей Дубков высказал мнение по поводу 24-й статьи действующей Конституции, которая предусматривает смертную казнь. "Мне кажется, что сейчас заложена ментальная ловушка. С одной стороны, предлагаемые изменения (в проекте обновленной Конституции. - Прим. БЕЛТА) усиливают традиционные ценности белорусского общества. Эти традиционные ценности базируются на христианских ценностях. Это заложено в ментальном культурном коде белорусской нации. И эти изменения поддержаны большинством членов Конституционной комиссии. При этом одна из фундаментальных христианских ценностей - право на жизнь - стоит в стороне. Получается, с одной стороны, мы усиливаем фундаментальные традиционные ценности. При этом по вопросу смертной казни мы опускаем этот вопрос", - сказал он.
Сергей Дубков признал, что, вероятно, любой вариант решения этого вопроса так или иначе вызовет противоречия в обществе. Однако, уверен он, невозможно называть себя христианами, выступать за традиционные ценности и при этом их нарушать.
"Точка зрения расхожая, понятная, мотивированная, обоснованная. Упор сделан на христианские ценности. Может, не совсем к месту пример. У нас же и на Западе христиане живут. Недавно в Швейцарии, что меня удивило, прошел референдум - 65% примерно высказались за однополые браки. Как это соотносится с христианскими ценностями? - задал риторический вопрос глава государства, реагируя на сказанное. - Теоретически - да, трудно опровергнуть сказанное. Но Конституция - это не теоретический трактат. Это реакция на то, что происходит в нашем обществе, и наше будущее. На какое-то обозримое будущее".
"Давайте будем идти все-таки от жизни. Хотя я не опровергаю эту точку зрения. Она мне знакома. Всегда об этом говорили", - отметил белорусский лидер.
Александр Лукашенко отметил, что его часто упрекали в том, что Беларусь - единственная в Европе страна, где не отменена или не введен мораторий на смертную казнь. "Я всегда говорил: я не могу подписать указ вопреки тому, что было на референдуме. Запад это не слышал. Они слушали мою мотивацию, а потом я понимал, что они кукиш в кармане держали, просто помалкивали, а потом за глаза меня критиковали. Но согласитесь, что я поступил честно. Я не стал идти вопреки мнению народа. Хотя если бы я подписал указ о приостановлении смертной казни, думаю, рейтинг бы мой не упал. Но я на это не пошел, понимая, что это нельзя делать. Потому что народ принял вот такое решение, сохранив смертную казнь на референдуме. Конституционным большинством, по-моему", - объяснил свою позицию глава государства.
"Разброс по смертной казни большой. Это действительно так. Если мы сейчас поднимем этот вопрос… Все-таки я думаю, что большинство за сохранение (смертной казни. - Прим. БЕЛТА)", - сказал глава государства.
Президент согласился с мнением, что надо соответствующий вопрос все-таки отнести в будущее. "Если уже на то пошло, рассмотреть его отдельно на референдуме. И людям об этом сказать", - отметил Александр Лукашенко.
Александр Лукашенко о передаче полномочий: вижу, что некоторые вещи подписываю формально
В ходе дискуссии директор информационно-аналитического учреждения "Круглый стол демократических сил" Юрий Воскресенский высказал мнение, что работа комиссии была очень конструктивная и носила доктринальный характер. "Но мне кажется, что уже в том проекте, который мы подготовили, потенциал комиссии себя несколько исчерпал. В том плане, что на этом этапе к делу уже должны подключаться профессиональные президентские юристы. Те, кто профессионально вырабатывает законопроекты, согласовывает. Чтобы не допустить шероховатостей", - сказал он.
"То, что ты сказал по поводу шлифовки, - это будет последний этап. Я и говорю - это вариант проекта. Его надо сейчас еще дописать: ВНС, дележка власти, переформатирование, перераспределение. Это - Президента, это - правительства. Кстати, что мы и делаем. Мы же сейчас потихоньку вплоть до областей предаем эти полномочия, - отреагировал Александр Лукашенко. - Я как Президент вижу, что некоторые вещи подписываю формально. Они прошли уже фильтр".
В качестве примера глава государства привел периодически подписываемые им указы о присвоении званий полковника. Соответствующие предложения формирует министр обороны, а потом они через Госсекретариат Совбеза поступают на подпись Президенту. "Он (министр. - Прим. БЕЛТА) наверх отдает предложения. Он знает, что там не должно быть "свой-чужой", что этот нравится, а этот нет. Потому что там еще один фильтр. И потом это же к Президенту идет. Если он внесет, и мне кто-то скажет или я буду знать, что там какое-то левое предложение, ну такое и мнение о министре. То есть раз наверх, значит, ответственность больше. Вот только в этом. А остальное - это фактически формально, - рассказал Александр Лукашенко. - И сегодня вопрос встает, надо мне - главе государства - звания полковников присваивать, или оставить только генеральский корпус".
По словам Президента, аналогичная ситуация и во взаимодействии по некоторым вопросам по линии правительства. Более того, когда сейчас идет речь о передаче дополнительных полномочий, глава государства акцентирует внимание, что вместе с ними переходит и соответствующая доля ответственности. "Это уже моя позиция. То, что правительство должно делать - экономический блок - оно должно этим заниматься. А Президент, особенно будущий, должен это видеть и контролировать. Должа быть система контроля", - подчеркнул белорусский лидер.