08.07.2020
Комментарии к Правилам подготовки организаций к отопительному сезону, его проведения и завершения
С 20 мая вступили в силу Правила подготовки организаций к отопительному сезону, его проведения и завершения, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2020 года № 286. Подготовительные работы к отопительному сезону 2020/2021 года будут проводиться в соответ-ствии с новыми требованиями.
Подготовка к прошедшему отопи-тельному сезону велась в соответствии сТКП 388-2012 (02230/02030) «Правила подготовки и проведения осенне-зимнего периода энергоснабжающими ор-ганизациями и потребителями тепловой энергии». В связи с выходом новых Правил этот документ в ближайшее время будет отменен, а некоторые подходы к подготовке к осенне-зимнему периоду (ОЗП) изменятся.
В главе 1 Правил уточнена область применения данного нормативного право-вого акта - Правила не устанавливают порядок подготовки к отопительному периоду организаций, использующих в качестве теплоносителя жидкости, отличные от воды и пара.
Количество терминов и их опреде-лений по сравнению с ТКП 388 суще-ственно сократилось за счет ссылок на иные НПА. Скорректированы определения терминов «внутридомовые системы теплопотребления», «осенне- зимний период»,«потребитель тепловой энергии», «эксплуатация», дано опреде-ление термину «дом-эталон».
Пунктом 8 Правил определено, что ор-ганизации, у которых имеются объекты с теплоисточниками, тепловыми сетями, системами теплопотребления в разных административно-территориальных еди-ницах (районах), оформляют и регистри-руют паспорта готовности теплоисточника и паспорта готовности потребителя в органе госэнергогазнадзора по месту нахождения объектов. На практике этот
вопрос так и решался, но в ТКП 388 соот-ветствующее требование отсутствовало.
Отметим, что по всему тексту Правил окончательным сроком подтверждения своевременной готовности организации к работе в ОЗП (оформления и регистрации паспортов готовности) определено 30 сентября, в то время как в ТКП 388 окончательным сроком устанавливалось 1 октября.
Главой 2 Правил определен порядок подготовки к работе в ОЗП организаций, имеющих в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании) теплоисточники и (или) тепловые сети, системы теплоснабжения. В пункте 10 приведен перечень работ, которые таким организациям необходимо выполнить в ходе подготовки к работе в ОЗП. Из существенных отличий по сравнению с требованиями ТКП 388 отметим то, что теперь энергоснабжающая организация должна предоставлять потребителям следующие сведения:
• температурные графики работы си-стемы теплоснабжения на предсто-ящий ОЗП,
• рабочие параметры теплоносителя (давление, температура, расход) на вводе в тепловой пункт потребителя, расчетные данные диаметров дрос-селирующих устройств -
только в случае изменения параметров теплоносителя на границах имуществен-ного раздела тепловых сетей (тепло- установок) между энергоснабжающей
Д.М. ЛОСЕНКОВ,
первый заместитель генерального директора - главный инженер ГУ «Госэнергогазнадзор»
организацией и потребителями, которое требует выполнения потребителями тех-нических мероприятий. В соответствии с ТКП 388 энергоснабжающие организации должны были предоставлять такие сведения ежегодно до 1 сентября.
Нововведение содержится в пункте 11 Правил - при необходимости выполнения испытаний, ремонта и наладки оборудования теплоисточников и (или) тепловых сетей планы-графики произ-водства работ составляются с учетом времени отключения энергоснабжающими организациями теплоисточников и (или) тепловых сетей. При этом срок отключения не должен превышать 14 дней, а с 2021 года - 13 дней. Ана-логичное требование предусмотрено и в отношении внутридомовых систем теплопотребления (пункт 20).
Согласно пункту 12 Правил планы- графики отключения теплоисточников и (или) тепловых сетей для испытаний, ремонта и наладки энергоснабжающие организации должны предоставлять в местные исполнительные и распоря-дительные органы до 1 марта текущего
года. Аналогичное требование содер-жалось и в ТКП 388, однако в Правилах оно распространяется также на оптовых потребителей-перепродавцов и органи-зации, осуществляющие передачу те-пловой энергии. При этом окончательным сроком подачи планов-графиков опреде-лено 15 марта текущего года. Кроме того, изменен срок предоставления указанных планов-графиков заинтересованным организациям - до 1 апреля (пункт 13 Правил) вместо предусмотренной ранее даты -15 апреля (пункт 4.1.5 ТКП 388).
Пунктом 14 отменена необходимость согласования строительными и ремонт-ными организациями совместно с энер-госнабжающими организациями и орга-низациями, осуществляющими передачу тепловой энергии, графиков присоеди-нения новых потребителей к тепловым сетям в местных исполнительных и рас-порядительных органах (ранее устанав-ливалась пунктом 4.1.6 ТКП 388).
Главой 3 Правил определен порядок подготовки организаций, имеющих в соб-ственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании) системы тепло- потребления, к работе в ОЗП. Отметим изменение срока разработки такими ор-ганизациями планов организационно-тех-нических мероприятий-до 15 июня (со-гласно ТКП 388 - до 1 мая). В пункте 18 Правил определены основные виды работ, которые необходимо провести в ходе подготовки к ОЗП. По сравнению с аналогичным перечнем ТКП 388 (пункт 4.3.2) в Правилах более подробно и корректно перечислены виды работ, обеспечивающих надежное и экономичное функционирование оборудования в отопительный период, а также требования к их выполнению. Так, отдельно отмечены следующие работы:
• гидравлические испытания тепловых сетей, водоподогревателей, гидрав-лические испытания и промывки те-пловых пунктов, систем теплоснаб-жения вентиляции и систем отопления в присутствии представителя энерго-снабжающей организации с оформ-лением акта, содержащего сведения о параметрах испытаний, а также о максимальном рабочем давлении те-плоносителя;
• проверка плотности закрытия запорной и регулирующей арматуры;
• восстановление нарушенных изоля-ционных покрытий на трубопроводах и другом оборудовании систем тепло- потребления.
При этом из пункта 18 Правил ис-ключены виды работ, ранее предусмо-тренные подпунктами в), г), д) пункта 4.3.2 ТКП 388, поскольку они дублируют тре-бования, изложенные в ТКП 458-2012 «Правила технической эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей по-требителей».
Порядок подготовки жилищного фонда к работе в ОЗП определен главой 4. В новых Правилах изменился срок раз-работки и утверждения планов-графиков проведения ремонта и испытаний обору-дования и тепловых сетей - до 15 апреля (в соответствии с ТКП 388 - до 10 марта).
Перечень необходимых для вы-полнения работ по подготовке к ОЗП (пункт 19) дополнен по сравнению с ана-логичным перечнем ТКП 388 видом работ «техническое обслуживание дымовых и вентиляционных каналов и при необ-ходимости их ремонт в многоквартирных домах, использующих поквартирное газовое оборудование для отопления и горячего водоснабжения».
В пункте 21 уточнены требования к оформлению акта гидравлических ис-пытаний тепловых сетей, водоподогрева-телей, тепловых пунктов и внутридомовых систем теплопотребления - он должен содержать сведения о параметрах ис-пытаний, а также о максимальном ра-бочем давлении теплоносителя.
В главе 5 Правил определены требо-вания к проверке готовности, оформлению и регистрации паспорта готовности теплоисточника.
Наиболее важное изменение в данной главе изложено в пункте 23, согласно которому оформлению и регистрации паспортов готовности теплоисточника подлежат:
в теплоисточники мощностью 50 кВт и более независимо от мощности уста-новленных в них котлов с принудительной циркуляцией теплоносителя, осуществляющие теплоснабжение объектов жилищного фонда, социального и культурно-бытового назначения, учреждений образования; • теплоисточники мощностью более 100 кВт независимо от мощности установленных в них котлов, за исключением отпускающих тепловую энергию на технологические нужды. Данное изменение обусловлено необходимостью уменьшения количества административных процедур в отношении субъектов малого бизнеса.
Проверка готовности теплоисточников энергоснабжающих организаций, входящих в состав ГПО «Белэнерго», отпускающих тепловую энергию по-требителям на договорной основе, осу-ществляется в порядке, установленном Министерством энергетики.
Пунктом 24 Правил изменен подход к нормированию срока издания распо-рядительного документа владельца те-плоисточника о назначении комиссии по проверке готовности теплоисточников и тепловых сетей к работе в ОЗП - опре-делено, что такой документ должен быть издан не позднее чем за 10 дней до на-чала работы комиссии (в соответствии с ТКП 388 - не позднее 15 сентября).
Изменения коснулись и выдачи Гос- промнадзором заключения о результатах обследования котельной в части ее готов-ности к работе в ОЗП - согласно пункту 26 Правил оно необходимо для котельных мощностью более 200 кВт независимо от мощности установленных в них котлов (в соответствии с ТКП 388 - для котельного оборудования теплоисточника единичной мощностью 100 кВт и выше).
Отменена предусмотренная пунктом 4.2.9 ТКП 388 необходимость составления акта о невыполнении условий готовности теплоисточника к работе в ОЗП. Уста-новлен следующий порядок действия комиссии при наличии замечаний к вы-полнению или невыполнении требований по готовности теплоисточника: к акту про-верки готовности теплоисточника прила-гается перечень замечаний с указанием сроков их устранения; после устранения замечаний комиссией проводится по-вторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.
Условия готовности теплоисточника изложены в пункте 28 Правил. Отметим основные их отличия от положений ТКП 388 (пункт 4.2.7):
• уточнены требования к устройствам релейной защиты и противоаварийной автоматики - они должны быть в тех-нически исправном состоянии, введен-ными в эксплуатацию в соответствии с заданными уставками. Должны также выполняться планы технического об-служивания таких устройств;
• перечень дополнен новым требо-ванием - должно быть обеспечено исправное техническое состояние дымовых труб, дымовых и вентиля-ционных каналов газифицированных теплоисточников;
а длительные (более 30 суток) внепла-новые (аварийные) ремонты основного оборудования, если они могут при-вести к ограничению теплоснабжения потребителей в ОЗП, должны отсут-ствовать не к 1 октября, а к 20 сентября текущего года.
Для теплоисточников, отапливающих жилищный фонд (кроме теплоисточников организаций, входящих в систему Министерства жилищно-коммунального хозяйства, и энергоснабжающих орга-низаций, входящих в состав ГПО «Бел- энерго»), пунктом 29 Правил предусмо-трено предоставление копии паспорта готовности в районную (городскую) ор-ганизацию, осуществляющую эксплуа-тацию жилищного фонда и (или) предо-ставляющую жилищно-коммунальные услуги, подчиненную местным исполни-тельным и распорядительным органам. Такое же требование предусмотрено пунктом 38 в отношении аналогичных потребителей тепловой энергии (жи-лищный фонд). Ранее ТКП 388 в таких случаях предписывалось предоставление только копии акта проверки готовности.
В главе 6 Правил определены требо-вания к проверке готовности, оформлению и регистрации паспорта готовности потребителя.
Срок издания распорядительного до-кумента организации о назначении ко-миссии по проверке готовности потре-бителя к работе в ОЗП изменен - такой документ должен быть издан не позднее чем за 10 дней до начала работы ко-миссии (в соответствии с ТКП 388 - не позднее 1 августа). Как и в случае проверки готовности теплоисточников, при наличии у комиссии замечаний к вы-полнению требований по готовности потребителя к работе в ОЗП или невы-полнении таких требований к акту про-верки готовности потребителя прилага-ется перечень замечаний с указанием сроков их устранения. После устранения замечаний комиссией проводится по-вторная проверка, по результатам которой составляется новый акт. Отменено предусмотренное пунктом 4.4.9 ТКП 388 составление акта о невыполнении условий готовности потребителя тепловой энергии к работе в ОЗП.
Перечень условий готовности потре-бителя тепловой энергии к работе в ОЗП (пункт 37 Правил) по сравнению с анало-гичным перечнем ТКП 388 (пункт 4.4.7) дополнен следующими требованиями:
• наличие в тепловых пунктах темпера-турных графиков внутренних систем теплопотребления;
• обеспечение исправного технического состояния дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах, использующих поквартирное газовое оборудование для отопления и горячего водоснабжения;
• обеспечение надежности электро-снабжения.
При наличии у организаций - потреби-телей тепловой энергии в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном осно-вании) теплоисточников, не подлежащих оформлению и регистрации паспорта го-товности теплоисточника, акт проверки готовности потребителя оформляется при выполнении условий готовности те-плоисточника (пункт 28 Правил).
Перечень органов и организаций, осу-ществляющих контроль за организацией и выполнением потребителями работ по подготовке и проведению осенне-зимнего периода, дополнен органами госу-дарственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов (пункт 40 Правил).
Главой 7 Правил установлен порядок начала отопительного периода. Из зна-чимых нововведений отметим изменения в структуре очередности включения ото-пления при снижении температур наруж-ного воздуха. Как и в ТКП 388, преду-сматриваются три очереди, но при этом в состав первой очереди включены гостиницы (в соответствии с ТКП 388 они относились ко второй очереди). Перечень объектов второй очереди дополнен театрами и общегородскими банями (в соответствии с ТКП 388 в составе общественных зданий относились к третьей очереди).
Глава 8 Правил содержит требования к порядку проведения отопительного пе-риода. В перечень обязанностей энер-госнабжающей организации (пункт 48) вошло обеспечение необходимой кор-ректировки программ систем автомати-ческого регулирования подачи тепловой энергии в зданиях жилищного фонда, прошедших тепловую реабилитацию, а также с целью снижения температуры внутри административных, производ-ственных, общественных зданий в нера-бочее время, праздничные и выходные дни для исключения нерационального использования тепловой энергии.
Пунктом 49 Правил предусмотрено, что в течение 10 суток после начала подачи теплоносителя потребители производят проверку работы оборудования и первичную его регулировку, осуществляют прогрев стояков и приборов отопления (пункт 5.2.3 ТКП 388 предусматривал обязательный контроль за выполнением данного вида работ со стороны энергоснабжающей организации).
Перечень обязанностей организаций, осуществляющих эксплуатацию жи-лищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги (пункт 51 Правил), дополнен обязанностью обеспечивать доступ персонала органов государственного надзора за ра-циональным использованием топливно- энергетических ресурсов на тепловые пункты к транзитным трубопроводам, трубопроводам в подвалах для контроля режимов теплопотребления. Упомянутые организации больше не обязаны ежедневно снимать показания приборов группового учета расхода тепловой энергии в жилых домах с ежедневной регистрацией показаний в журнале учета. При этом необходимо напомнить о требовании пункта 16.3 ТКП 458-2012 «Правила технической эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей», в соответствии с которым тепловые пункты не реже одного раза в неделю должны осматриваться лицом, ответственным за тепловое хозяйство. При этом показания приборов учета должны быть отражены в соответствующих документах (журналах).
Порядок завершения отопительного периода устанавливает глава 9 Правил. Согласно новым требованиям при при-нятии решения о сроках завершения отопительного сезона можно руковод-ствоваться прогнозами государственного учреждения «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радио-активного загрязнения и мониторингу окружающей среды». Структура очеред-ности отключения отопления изменилась аналогично структуре очередности вклю-чения. Отменена предусмотренная пун-ктом 6.3 ТКП 388 возможность принятия местными исполнительными и распоря-дительными органами решения об отклю-чении систем отопления для отдельных потребителей тепловой энергии до вы-хода распоряжения об окончании ОЗП.
В приложениях к Правилам с учетом вышеуказанных изменений не приводятся формы актов о невыполнении условий готовности теплоисточника и потребителя тепловой энергии к работе в ОЗП. В приложении 1 приведена форма журнала регистрации паспортов готовности теплоисточника и паспортов готовности потребителя тепловой энергии к работе в осенне-зимний период.