12.07.2021
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал законы о недопущении реабилитации нацизма и изменении законов по вопросам противодействия экстремизму.
Оба документа, которые ранее были приняты депутатами и одобрены Советом Республики, зарегистрированы в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь.
В Беларуси вопросам недопущения реабилитации нацизма всегда уделялось особое внимание. Усиление ответственности за распространение нацизма и его проявлений рассмотрены в рамках законопроекта "Об изменении законов по вопросу усиления борьбы с пропагандой нацизма". Законопроектом внесены дополнения в Закон о противодействии экстремизму, КоАП и УК, которые вступили в силу с 1 февраля 2020 года.
Вместе с тем принято решение о регулировании вопросов недопущения реабилитации нацизма в рамках отдельного специального закона. Необходимость такой регламентации обусловлена особой значимостью рассматриваемой проблемы для нашей страны.
Республика Беларусь понесла колоссальный ущерб от действий фашистской Германии и ее пособников в период Второй мировой войны, придерживавшихся идеологии национал-социализма, ключевым положением которой является расовая, национальная и религиозная нетерпимость.
Несмотря на это, в настоящее время в Беларуси получили определенное распространение идеи крайне правого толка, фиксируются факты искажения событий прошлого, в интернете публикуются псевдоисторические статьи, оправдывающие нацистских преступников и их пособников, которые несут в себе потенциальную угрозу национальной безопасности Республики Беларусь.
Закон "О недопущении реабилитации нацизма" комплексно регулирует вопросы противодействия этим негативным проявлениям. В нем нашли свое закрепление и развитие положения, которые ранее содержались в законе "О противодействии экстремизму".
Кроме того, для надлежащей уголовно-правовой охраны отношений, связанных с противодействием экстремизму и реабилитации нацизма как одного из проявлений экстремизма, соответствующие изменения и дополнения внесены в Уголовный кодекс.
Так, введена самостоятельная норма об уголовной ответственности за реабилитацию нацизма. Криминализирована пропаганда, публичное демонстрирование, изготовление и распространение нацистской символики и атрибутики. Уголовной ответственности будут подлежать лица, совершившие такие деяния неоднократно.
Введена уголовная ответственность за участие в экстремистском формировании.
Уточнены с учетом современных вызовов и угроз нормы об уголовной ответственности за призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, финансирование экстремистской деятельности.
Уголовный кодекс дополнен новыми статьями, устанавливающими ответственность за содействие экстремистской деятельности, за прохождение обучения или иной подготовки для участия в такой деятельности, за неисполнение решения о признании организации, деятельности индивидуального предпринимателя экстремистскими.
Таким образом, с принятием закона "О недопущении реабилитации нацизма" и внесением соответствующих изменений в другие законодательные акты в Беларуси создан наиболее полный комплекс мер по противодействию попыткам реабилитации нацизма.
В целом названный закон направлен на установление комплексных правовых и организационных основ деятельности по недопущению реабилитации нацизма.
В этих целях документом установлен запрет на реабилитацию нацизма или содействие ей в любой форме. При этом под реабилитацией нацизма понимаются публичные действия, выражающиеся в оправдании идеологии и практики нацизма, одобрении или отрицании преступлений, совершенных нацистами, героизации нацистских преступников и их пособников.
Одновременно дано определение терминов "нацистские преступники" и "пособники нацистских преступников".
Расширено содержание уже имевшегося в законодательстве термина "нацистская символика и атрибутика". Он будет распространяться также на символику и атрибутику организаций, сотрудничавших с организациями, признаваемыми нацистскими.
Закреплен круг субъектов противодействия реабилитации нацизма. В него входят органы внутренних дел, государственной безопасности и иные правоохранительные органы, органы юстиции, Национальная академия наук, ряд республиканских органов государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы.
Определены компетенция субъектов противодействия реабилитации нацизма и полномочия других государственных органов и иных организаций в этой сфере.
В законе также определены основные направления профилактики реабилитации нацизма. К ним относятся формирование в обществе нетерпимости к нацизму, создание информационной продукции для недопущения его реабилитации, мониторинг соблюдения законодательства, противодействие реабилитации нацизма при увековечении памяти погибших, содействие прославлению победы в Великой Отечественной войне.
Предусмотрены и меры противодействия реабилитации нацизма. Их перечень и порядок применения аналогичны мерам в сфере противодействия экстремизму.
Еще одним законом вносятся изменения в закон "О противодействии экстремизму" .
Закреплено понятие "экстремистское формирование" (группа граждан, осуществляющая экстремистскую деятельность либо оказывающая содействие такой деятельности или ее финансирование).
Одновременно исключено действующее более узкое понятие "экстремистская группа".
Введен термин "экстремистская символика и атрибутика". Как одну из разновидностей такой символики он включает в себя в том числе и нацистскую символику и атрибутику.
Расширен перечень государственных органов - субъектов противодействия экстремизму. В него дополнительно включены органы юстиции, органы финансовых расследований, ряд республиканских органов государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы.
Координация деятельности субъектов противодействия экстремизму возложена на органы внутренних дел.
Предусмотрено ведение перечней организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности. Эти перечни позволят в том числе рассматривать вопросы депортации, запрета въезда, лишения гражданства, ограничения права занимать определенные должности (государственная, воинская служба), заниматься определенной деятельностью (педагогической, издательской и деятельностью, связанной с легальным оборотом оружия, взрывчатых веществ).
Наряду с генеральным прокурором прокуроры областей и города Минска наделены правом приостанавливать деятельность организаций, подавать в суд заявления о признании их экстремистскими и их ликвидации.
Также в Гражданском процессуальном кодексе определен срок рассмотрения судами дел о признании организации экстремистской, ее ликвидации и о признании символики, атрибутики, информационной продукции экстремистскими материалами - не позднее одного месяца со дня принятия заявления.