05.12.2024
Типичные нарушения, выявленные у плательщиков обязательных страховых взносов при проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского областного управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в 1 полугодии 2024 года.
1. Нарушения при назначении, исчислении и
выплате пособий семьям, воспитывающим детей.
При проверке правильности
назначения, исчисления и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей,
установлены следующие нарушения
требований Закона Республики Беларусь от 29.12.2013 № 7-З «О
государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7- З), Положения о порядке назначения и
выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569) :
в нарушение пункта 19 Положения № 569 размер
назначенного пособия по уходу за
ребенком в возрасте до 3 лет был увеличен со дня изменения обстоятельств,
влияющих на размер пособия (с даты приостановления предпринимательской
деятельности в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, а не с первого
числа месяца, следующего за месяцем возникновения этих обстоятельств);
в нарушение пункта 20 Положения № 569 выплата пособия на
ребенка в возрасте до 3 лет прекращена не с даты принятия комиссией по делам
несовершеннолетних решения об отобрании ребенка, а с первого числа месяца,
следующего за месяцем принятия такого решения, что привело переплате;
в нарушение подпункта
1.3 пункта 1 статьи 16 Закона № 7-З пособие на другого ребенка старше 3 лет
из отдельных категорий семей, не являющегося инвалидом, назначено и выплачено
за период после окончания обучения (июль, август) при получении общего среднего
образования, хотя следовало по июнь включительно;
в нарушение пункта
9 статьи 13 Закона № 7-З пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет
выплачено по день, предшествующий дню достижения возраста 3 лет, а следовало по
день достижения ребенком возраста 3 лет включительно;
в нарушение пункта
3 статьи 14 Закона № 7-З , неверно определен размер пособия семье на ребенка
в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет за
соответствующий месяц (50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного
минимума).
в нарушение подпункта
3.4 пункта 3 статьи 22 Закона № 7-З неверно определен день возникновения права на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в
возрасте до 3 лет (пособие назначено и выплачено с даты выдачи удостоверения
ребенка-инвалида, а не со дня, следующего за днем окончания периода
освобождения от работы, установленного листком нетрудоспособности по
беременности и родам, так как ребенок признан инвалидом до окончания периода
беременности и родов);
в нарушение подпункта
3.5 пункта 3 статьи 22 Закона № 7-З
пособие семье на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания
ребенка в возрасте до 3 лет назначено и выплачено со дня, следующего за днем освобождения от работы,
установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам, а не с даты
рождения младшего ребенка, что привело к недоплате пособия.
в нарушение подпункта
3.6 пункта 3 статьи 22 Закона № 7-З , неверно определен день возникновения
права на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей (пособие
назначено и выплачено с даты выдачи удостоверения ребенка-инвалида, а не с даты
признания ребенка инвалидом);
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З
сумма выявленных при проверке нарушений в
расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется
пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики
Беларусь, действующей на день уплаты.
В соответствии с пунктом 22 Положения о
порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим
детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
28.06.2013 № 569 расходы на выплату
государственных пособий, произведенные с нарушением норм законодательства, не
принимаются к зачету в счет обязательных страховых взносов в бюджет фонда и подлежат доначислению.
2. Нарушения при предоставлении путёвок на
санаторно-курортное лечение и
оздоровление.
В нарушение пунктов 13, 15 Положения о порядке направления населения на
санаторно-курортное лечение и оздоровление, утвержденного Указом Президента
Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и
оздоровлении населения» (далее – Положение № 542) при определении размера
платы за путевку в размер денежного дохода получателя путевки не в полном
размере включена заработная плата и пенсия, что привело к неверному определению
коэффициента размера частичной стоимости, возмещаемой получателем;
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З
сумма выявленных при проверке нарушений в
расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется
пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики
Беларусь, действующей на день уплаты.
3. Нарушения при выплате пособия
(материальной помощи) на погребение.
В нарушение пункта 3
Положения о порядке выплаты пособия на погребение и порядке возмещения расходов
на погребение специализированной организации, утвержденного постановлением
Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2015 № 585 , пособие выплачено на основании копии справки о
смерти работника
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З
сумма выявленных при проверке нарушений в
расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется
пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики
Беларусь, действующей на день уплаты.
4. Нарушения при представлении документов персонифицированного
учета.
4.1 По представлению
формы ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении».
представление с нарушением установленного
срока формы ПУ-2 (нарушен пункт 15 Правил
индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе
государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее - Правила).
В
ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие
нарушения:
при
предоставлении сведений по форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении» неверно
отражены дата и номер приказа при
переводе на другую работу; не отражены сведения
о переводе на другую работу,
присвоении разряда по профессии рабочего (нарушен
пункт 10 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета,
утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты Республики
Беларусь Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее - Инструкция о
порядке заполнения форм ДПУ);
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или
индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов,
сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления
предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов,
отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные
сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.1 1
КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых
величин .
4.2. По представлению
формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения».
В ходе проведения документальных
проверок плательщиков установлены следующие нарушения:
непредставление и (или) представление с
нарушением установленного срока формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (н арушен пункт 16 Правил) ;
неверно отражались даты начала и окончания работ,
выполняемых по гражданско-правовым договорам (нарушен пункт 15 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);
отражение в форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» выплат, на которые не
начисляются обязательные страховые взносы; сумма
заработной платы, среднего заработка за период трудового отпуска, отражена по
месяцу начисления, а не по периодам представления трудового отпуска (нарушен пункт 16 Инструкции о порядке
заполнения форм ДПУ);
выплаты, произведенные по одному гражданско-правовому
договору, отражены как выплаты по нескольким отдельным договорам (нарушен пункт 18 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);
в разделе 2 «Дополнительные
сведения о стаже» некорректно отражаются периоды с видом деятельности «ДЕТИ50»,
«ДЕТИ100», ДПОСОБ50», «ДПОСОБ100» (неверно отражены сведения о периоде
выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет; не
отражен период, когда работник прерывал отпуск по уходу за ребенком в возрасте
до 3-х лет), а также неверно отражены периоды с видом деятельности
«ВЗНОСЫВРЕМ», «ПОСОБИЕ», «ДОГОВОР» ( нарушен
пункт 19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ).
За
непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным
предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных
материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена
законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений
или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена
административная ответственность в соответствии со статьей 24.1 1
КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых
величин .
4.3 . По предоставлению формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на
профессиональное пенсионное страхование».
В
ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие
нарушения:
некорректное отражение в
разделе 2 «Сведения о работе с особыми условиями труда» формы ПУ-6
«Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» периодов
занятости в особых условиях труда: из периода работы с особыми условиями труда
не исключены выходные и праздничные дни, которые следовали за периодом, в
котором работник не подлежал ППС) ( нарушен
пункт 30 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ).
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или
индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов,
сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления
предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов,
отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные
сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.1 1
КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых
величин .
5. Нарушения при представлении отчета о средствах
Фонда социальной защиты населения
При проверке правильности
предоставления отчета о средствах Фонда социальной защиты населения формы
4-фонд установлены следующие нарушения:
неверно отражалась сумма начисленных обязательных страховых взносов по
строке 12 «Начисленные обязательные страховые взносы» (нарушен пункт 16 Указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о
средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты
населения Республики Беларусь», утвержденных постановлением Министерства труда
и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2023 № 45).
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или
индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов,
сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления
предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов,
отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные
сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.1 1
КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых
величин .