Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Мостовский районный исполнительный комитет
Главная / Объявления / Актуально
15.05.2023

Типичные нарушения, выявляемые у плательщиков обязательных страховых взносов при проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского областного управления Фонда социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь в 2022 году

1. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей. При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей, установлены следующие нарушения  требований Закона Республики Беларусь от 29.12.2013 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7-З), Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569): в нарушение подпункта 3.2 пункта 3 статьи 1 Закона № 7-З назначено и выплачено пособие на детей старше 3-х лет из отдельных категорий семей на ребенка, находящегося в учреждении образования с круглосуточным режимом пребывания; в нарушение пункта 7 статьи 9 Закона № 7-З неверно определен размер доплаты разницы между выплаченным пособием по беременности и родам и размером пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет за период со дня рождения ребенка по день, по который выплачено пособие по беременности и родам; в нарушение пункта 2 статьи 10 Закона № 7-З пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, назначалось в размере бюджета прожиточного минимума, действующего не на дату рождения ребенка, а на дату его выплаты;  в нарушение пункта  2 статьи  10 Закона № 7-З неверно определен размер пособия женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, действующий на дату рождения; в нарушение пункта 3 статьи 11 Закона № 7-З размер пособия  был определен без учета  второго ребенка; в нарушение подпункта 2.2 пункта  2 статьи  11 Закона № 7-З  неверно определен размер пособия в связи с рождением ребенка, действующий на дату рождения; в нарушение статьи 12 Закона № 7-З пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет в полной семье назначено отцу, не находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, следовало продолжать выплачивать назначенное ранее пособие матери ребенка, но в размере 50% от назначенного с первого числа месяца, следующего за месяцем ее перевода на полную ставку (оба родителя работают в проверяемой организации); в нарушение статьи 13 Закона № 7-З  пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачено дважды;  пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет выплачено за период после достижения ребенком возраста 3-х лет (пункт 9  статьи 13);   пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет опекуну на подопечного ребенка назначено и выплачено без учета количества детей, над которыми установлена опека (пункт 8 статьи 13 Закона № 7-З);  в нарушение статьи 14 Закона № 7-З пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания в семье ребенка в возрасте до 3-х лет назначали и выплачивали на каждого ребенка, следовало 1 пособие на семью (подпункт 3.2 пункта 3);  в нарушение статьи 14 Закона № 7-З пособие семьям на детей в возрасте от 3-х до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3-х лет назначено и выплачено без наличия в семье ребенка в возрасте от 3-х до 18 лет;  в нарушение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 16 Закона № 7-З пособие на ребенка старше 3-х лет из отдельных категорий семей было назначено по день достижения им возраста 18 лет включительно, а следовало по день истечения срока признания ребенка инвалидом, установленного медико-реабилитационной экспертной комиссией, включительно, но не позднее дня, предшествующего дню достижения им возраста 18 лет; в нарушение подпункта 1.3 пункта 1 статьи 16 Закона № 7-З выплата пособия на детей старше 3-х лет из отдельных категорий семей была прекращена ранее установленного срока, на который была назначена; в нарушение абзаца 4 пункта 1.3 статьи 16 Закона № 7-З  пособие назначено на ребенка, который получал среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств бюджета; в нарушение статьи 22 Закона № 7-З пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3-х лет назначено не с момента рождения младшего ребенка, а с момента представления отпуска по уходу за ребенком до 3 лет (подпункт 3.5 пункта 3);  неверно определен день возникновения права на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет (подпункт 3.4 пункта 3);  в нарушение пункта 4 статьи 24 Закона № 7-З  при выезде ребенка   в возрасте до 3 лет за пределы Республики Беларусь выплата пособия приостановлена с первого числа месяца, следующего за месяцем получения заявления о приостановке выплаты пособий в связи с выездом ребенка, в то время как выезд совершен тремя месяцами раньше;   в нарушение пункта 19 Положения № 569 размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет изменен со дня наступления обстоятельств, влекущих уменьшение размера пособия, а не с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения этих обстоятельств;  в нарушение пункта 51 Положения № 569 выплата назначенного пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей приостанавливается в году обращения за его назначением (в пределах сроков, указанных в пункте 1 статьи 16 Закона № 7-З) на других детей в возрасте от 14 до 16 лет включительно с 1 сентября. Ребенок  стал получать среднее специальное образование на дневной бюджетной форме получения образования.  Указанные нарушения приводили к завышению и занижению размера пособий семьям, воспитывающим детей. В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты В соответствии с п. 22 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 расходы на выплату государственных пособий, произведенные с нарушением норм законодательства, не принимаются к зачету в счет обязательных страховых взносов в бюджет фонда и подлежат доначислению. В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты 2. Нарушения при предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение  и оздоровление. В нарушение  пункта 15 «Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее – Положение № 542) при определении размера платы за путевку в сумму денежного дохода получателя путевки ошибочно взята сумма заработной платы к выдаче, что приводило к занижению размера частичной стоимости, возмещаемой получателем; при определении денежного дохода не включена пенсия; в нарушение пункта 16 Положения № 542 сумма частичной платы за путевку своевременно не перечислялись в бюджет Фонда.  На основании пунктов 15, 16 Положения об уплате взносов на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей.  3. Нарушения при представлении документов персонифицированного учета.  (нарушен пункт 6 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты Республики Беларусь Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее - Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ); 3.1 По представлению формы ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении». В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения: несоответствие сведений, указанных в форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении», сведениям, указанным в приказах о приеме на работу и увольнении с работы; некорректное отражение сведений о присвоении квалификационной категории (разряда) и переводе на работу по новой категории (разряду) (нарушен пункт 10 Инструкции о порядке заполнения форм  документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты Республики Беларусь Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее - Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ); представление с нарушением установленного срока формы ПУ-2 (нарушен пункт 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее - Правила). За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин. 3.2. По представлению формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения».  В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения: непредставление и (или) представление с нарушением установленного срока формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (нарушен пункт 16 Правил).  отражение в форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы; не отражались суммы выплат, на которые начисляются обязательные страховые взносы; суммы отпускных, пособий по временной нетрудоспособности отражены в месяце их начисления, а не в месяцах, за которые они начислены (нарушен пункт 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ); фактические периоды временной нетрудоспособности  и периоды работы, периоды работы и уплаты страховых взносов по гражданско-правовым договорам не соответствуют указанным в договоре и форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (нарушен  пункт 18 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ); непредставление или недостоверное представление формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» с указанием в разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже» вида деятельности «ДЕТИ» на лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет; не заполнялся вид деятельности «ПРЕМИЯ» на женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и получающим какие-либо выплаты; при отражении вида деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ» не исключали период нахождения в социальном отпуске без сохранения заработной платы (нарушен пункт 19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ); недостоверное отображение периодов начала и окончания  вида деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ», «ДЕТИ», «ПОСОБИЕ», «ВРЕМНЕТРУД» и «ПРЕМИЯ» в разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже»  формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения»: неверно указаны периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в  возрасте до 3-х лет; периоды получения пособия по временной нетрудоспособности не соответствуют листкам и табелям учета рабочего времени; не исключен период отпуска без сохранения заработной платы  и прогулы; периоды уплаты страховых взносов не соответствуют табелям учета рабочего времени и приказам по личному составу  (нарушены требования пунктов 15,19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ); 3.3. По предоставлению формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование». В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения: отражение в форме ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» выплат, на которые не начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование; суммы отпускных отражены в месяце их начисления, а не в месяцах, за которые они начислены (нарушен пункт 28 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ); некорректное отражение в разделе 2 «Сведения о работе с особыми условиями труда» формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» периодов занятости в особых условиях труда; из графы «Период работы с особыми условиями труда» не исключены периоды работы в обычных условиях труда, а также не включены выходные и праздничные дни, которые следовали за периодом, в котором работник подлежал ППС (нарушен пункт 30 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ). За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин. 4. Нарушения при проведении мониторинга  по соблюдению законодательства о государственном социальном страховании В ходе проведения мониторинга по соблюдению законодательства о государственном социальном страховании установлены следующие нарушения Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 01.01.2018 № 1/1 (далее – Инструкция № 1/1): в графе листка нетрудоспособности «Должность, фамилия, подпись, личная печать руководителя» отсутствует должность, фамилия, подпись, личная печать руководителя (нарушен подпункт 46.2 пункта 46 Инструкции N 1/1); исправление не заверено печатью организации здравоохранения "Для листков нетрудоспособности и справок" (нарушен пункт 49 Инструкции N 1/1); нет записи в позиции листка нетрудоспособности (справки) «Вид ВН» или «Вид ВН» указан некорректно (нарушен подпункт 50.7 пункта 50 Инструкции N 1/1);  не заполнена позиция листка нетрудоспособности "Режим" (нарушен подпункт 50.14 пункта 50 Инструкции N 1/1); не заполнена позиция листка нетрудоспособности "собственное имя, дата рождения ребенка" (нарушен подпункт 50.15.2 пункта 50 Инструкции N 1/1; не заполнена позиция листка нетрудоспособности "заболевание связано (не связано) с причиной инвалидности" (нарушен подпункт 50.15.3 пункта 50 Инструкции N 1/1); не заполнена позиция листка нетрудоспособности "заключение о трудоспособности"; в позиции листка нетрудоспособности «заключение о трудоспособности» неверно указано заключение о трудоспособности   (нарушен подпункт 50.19 пункта 50 Инструкции N 1/1); в позиции листка нетрудоспособности «фамилия, подпись, личная печать лечащего врача» отсутствует печать лечащего врача (нарушен подпункт 50.21 пункта 50 Инструкции N 1/1); в позиции листка нетрудоспособности «Печать организации» отсутствует оттиск печати организации здравоохранения, закрывшей листок нетрудоспособности (нарушен подпункт 50.22 пункта 50 Инструкции N 1/1);  в листках по временной нетрудоспособности не заполнены позиции: «структурное подразделение», «должность временно нетрудоспособного», «табельный номер» (нарушен подпункт 54.1 пункта 54 Инструкции N 1/1); в листках по временной нетрудоспособности не поставлена подпись лица, ответственного за внесение отметок в графу «особые отметки», независимо от их наличия (нарушен подпункт 55.6 пункта 55 Инструкции N 1/1); при оформлении  плательщиком оборотной стороны листков нетрудоспособности   с установленным видом нетрудоспособности 02 «в связи с травмой в быту»  в позиции «решение комиссии о назначении пособия, № протокола, дата» ответственным лицом  не  производились записи  «назначить (отказать в назначении) пособия» и не указывались номер протокола и дата заседания комиссии по назначению пособий (нарушен пункт 56 Инструкции N 1/1). В нарушение  требований пункта 2.9 главы 2 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь № 200 от 26.04.2010г. в делах заявителей получателей пособий семьям, воспитывающим детей, отсутствуют: отсутствует справка о месте жительства и составе семьи; справки о периоде, за который выплачено пособие по беременности и родам; копии паспорта или иного документа удостоверяющего личность; копии свидетельства о заключении брака, в случае если заявитель состоит в браке или копия решения суда о расторжении брака;  отсутствует справка о том, что гражданин является обучающимся в учреждении образования (в том числе дошкольном). Мостовский районный отдел ФСЗН