25.04.2024
Типичные нарушения, выявляемые у плательщиков обязательных страховых взносов при проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского областного управления Фонда социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь во 2 полугодии 2023 года.
1. Нарушения при назначении, исчислении и
выплате пособий семьям, воспитывающим детей.
При проверке правильности
назначения, исчисления и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей,
установлены следующие нарушения требований
Закона Республики Беларусь от 29.12.2013 № 7-З «О государственных пособиях
семьям, воспитывающим детей» (далее –
Закон № 7- З), Положения о порядке назначения и выплаты государственных
пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569) :
в нарушение пункта 19 Положения № 569 размер пособия
по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет изменен со дня наступления
обстоятельств, влекущих уменьшение размера, а не с первого числа месяца,
следующего за месяцем возникновения этих обстоятельств;
в нарушение пункта 2 статьи 10 Закона № 7-З пособие женщинам, ставшим на учет в
организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, назначалось в
размере бюджета прожиточного минимума, действующего не на дату рождения
ребенка, а на дату его выплаты;
в нарушение подпункта 2.2 пункта 2 статьи
11 Закона № 7-З неверно
определен размер пособия в связи с рождением ребенка, действующий на дату
рождения;
в нарушение требований пункта 2 статьи 12 Закона № 7-З пособие
на ребенка в возрасте до 3-х лет назначено и выплачено работающему дедушке,
которому отпуск по уходу за ребенком не представлялся;
в нарушение пункта 3 статьи 14 Закона № 7-З пособие
на детей в возрасте от 3 до 18 лет назначено в размере 25% наибольшей величины
прожиточного минимуму, следовало
назначить 50%;
в нарушение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 16 Закона №
7-З пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей выплачены по
день достижения ребенком-инвалидом возраста 18 лет включительно, следовало не
позднее дня, предшествующему дню
достижения им возраста 18 лет;
в
нарушение подпункта 3.4 пункта 3 статьи 22 Закона № 7-З пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3
лет назначено и выплачено не со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком
в возрасте до 3 лет;
в нарушение подпункта 3.5 пункта 3 статьи 22 Закона №
7-З пособие на ребенка в возрасте от 3 до 18 лет назначено не со дня
рождения младшего ребенка, а со следующего;
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З
сумма выявленных при проверке нарушений в
расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется
пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики
Беларусь, действующей на день уплаты.
В соответствии с пунктом 22 Положения о
порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим
детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
28.06.2013 № 569 расходы на выплату
государственных пособий, произведенные с нарушением норм законодательства, не
принимаются к зачету в счет обязательных страховых взносов в бюджет фонда и подлежат доначислению.
2. Нарушения при предоставлении путёвок на
санаторно-курортное лечение и
оздоровление.
В нарушение пункта 15 Положения о порядке направления населения на
санаторно-курортное лечение и оздоровление, утвержденного Указом Президента
Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и
оздоровлении населения» (далее – Положение № 542) при определении размера
платы за путевку неверно определен коэффициент размера частичной стоимости,
возмещаемой получателем;
в нарушение пункта 16 Положения № 542 сумма частичной платы за путевку
своевременно не перечислялись в бюджет Фонда.
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З
сумма выявленных при проверке нарушений в
расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется
пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики
Беларусь, действующей на день уплаты.
3. Нарушения при выплате пособия
(материальной помощи) на погребение.
В нарушение статьи 32 Закона Республики Беларусь от
12.11.2001 № 55-З «О погребении и похоронном деле» неверно определен размер
пособия на погребение.
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З
сумма выявленных при проверке нарушений в
расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется
пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики
Беларусь, действующей на день уплаты.
4. Нарушения при представлении документов персонифицированного
учета.
4.1 По представлению
формы ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении».
представление с нарушением установленного
срока формы ПУ-2 (нарушен пункт 15 Правил
индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе
государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее - Правила).
В
ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие
нарушения:
при
предоставлении сведений по форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении» неверно
отражены дата и номер приказа при
переводе на другую работу; не отражены сведения
о переводе на другую работу,
присвоении разряда по профессии рабочего (нарушен
пункт 10 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета,
утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты Республики
Беларусь Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее - Инструкция о
порядке заполнения форм ДПУ);
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или
индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов,
сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления
предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов,
отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные
сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.1 1
КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых
величин .
4.2. По представлению
формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения».
В ходе проведения документальных
проверок плательщиков установлены следующие нарушения:
непредставление и (или) представление с
нарушением установленного срока формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (н арушен пункт 16 Правил) ;
отражение в форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» выплат, на которые не
начисляются обязательные страховые взносы; при
предоставлении сведений по форме ПУ-3 «Индивидуальные
сведения» в разделе 1 «Сведения о сумме выплат (дохода), учитываемых при
назначении пенсии, и страховых взносов» неверно отражены суммы единовременной
выплаты на оздоровление (не в месяце выплаты, а в месяце, на который приходится
отпуск) (н арушен пункт 16
Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);
в разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже»
некорректно отражаются периоды с видом деятельности «ДЕТИ50», «ДЕТИ100»,
ДПОСОБ50», «ДПОСОБ100» (неверно отражены сведения о периоде выхода на
работу из отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет; не отражен
период, когда работник прерывал отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3-х
лет); неверно отражены периоды с видом деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ», «ПОСОБИЕ»,
«ДОГОВОР» ( нарушен пункт 19
Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ).
За непредставление должностным или иным
уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки
документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность
их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление
таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо
недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в
соответствии со статьей 24.1 1
КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых
величин .
4.3 . По предоставлению формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на
профессиональное пенсионное страхование».
В
ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие
нарушения:
некорректное отражение в
разделе 2 «Сведения о работе с особыми условиями труда» формы ПУ-6
«Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» периодов
занятости в особых условиях труда: из периода работы с особыми условиями труда
не исключены выходные и праздничные дни, которые следовали за периодом, в
котором работник не подлежал ППС);в периоды работы с особыми условиями труда включены
периоды, в течение которых застрахованные лица не были заняты на работах с
особыми условиями труда и не подлежали
профессиональному пенсионному страхованию (выходные дни, следующие за периодом,
в котором работник не подлежал ППС, периоды, предоставления отпуска без
сохранения заработной платы, период освобождения от работы с сохранением
средней заработной платы, прогулы) ( нарушен
пункт 30 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ).
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или
индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов,
сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления
предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов,
отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные
сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.1 1
КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых
величин .
5. Нарушения при представлении отчета о средствах
Фонда социальной защиты населения
При проверке правильности
предоставления отчета о средствах Фонда социальной защиты населения формы 4-фонд
установлены следующие нарушения:
неверно отражались за 2022 год
сумма частичной доплаты за путевки на санаторно-курортное лечение и
оздоровление; сумма расходов, произведенных плательщиком( нарушены пункты 17, 21, Указаний по заполнению формы
ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного
внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»,
утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики
Беларусь от 01.12.2021 № 85).
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или
индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов,
сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления
предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов,
отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные
сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.1 1
КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых
величин .