Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Мостовский районный исполнительный комитет
Главная / Новости / Новости района
21.06.2021

Поезд нашей памяти. Мостовчане посетили уникальный передвижной музей «Поезд Победы»

  На протяжении двух дней, 19 и 20 июня, жители Гродненской области знакомились с экспозицией музея на колёсах. Вместе с делегацией Мостовского района, среди которых – школьники, воспитанники оборонно-спортивного лагеря «Юный спасатель», представители районного совета ветеранов – посетила   «Поезд Победы»   и автор этих строк.   Целая жизнь за 45 минут Скажу честно, впечатления настолько яркие и острые, что начинаешь по-другому ощущать жизнь, по-другому смотреть на мирное безоблачное небо, на весёлый детский смех. Всего 9 экспозиционных вагонов, 45 минут экскурсии. А такое ощущение, как будто ты прожил целую жизнь вместе с солдатами и командирами Красной Армии и их семьями, защитниками Брестской крепости, пленными концлагеря, ранеными госпиталя, учёными, внёсшими свой вклад в Победу, генералами штабного вагона Казаковым и Рокоссовским. Заходя в первый вагон, будто перелистываешь десятилетия назад и попадаешь в другое время – в июнь 1941-го. А затем каждый шаг погружает в историю. Дверь в тамбур открывает новую страницу военной летописи советского народа, поколения Победителей.   Уникальность в деталях «Поезд Победы» – масштабный историко-просветительский проект, созданный в Российской Федерации командой творческих людей. В первый рейс он отправился с Белорусского вокзала Москвы в октябре 2020 года. За время работы музей посетили более 100 тысяч человек из 43 городов России. «Эффект присутствия» интерактивной экспозиции достигается за счёт уникального мультимедийного сопровождения, музыки, запахов, объёмного звука, механических спецэффектов. Всё это дополняется рассказом главного героя машиниста Лидии, прототипом которой стала Елена Чухнюк – машинист локомотивного депо Гомель, водившая в период Великой Отечественной войны воинские эшелоны с оружием и боеприпасами к линии фронта. Нужно сказать, что Лидия не просто аудиогид: это – собирательный образ поколения. Её судьба – это судьба страны. Лидия делится воспоминаниями, семейной историей, опытом преодоления и Победы. В 1941 году ей исполнилось 19 лет, и она пошла по стопам отца – стала машинистом. Вместе с Лидией посетители проходят путь от Гомеля до Москвы, от Сталинграда до Берлина. Куда везли кошек зачем генералу «мокроступы»? Путешествие во времени в «Поезде Победы» начинается с весны 1941 года. Полный вагон счастливых и беззаботных людей. Кто-то их них отправляется в отпуск, а кто-то – в командировку или на дачу. Никто ещё не подозревает, что скоро начнётся война – самая жестокая и кровопролитная в истории человечества. И вот уже поезд везёт людей в эвакуацию, в неизвестность, прочь от родного дома. В вагоне – напряжённое молчание. И мысли о страшном будущем. Новобранцы и народные ополченцы едут на фронт, многие из которых погибнут в первые же дни войны. А кто-то попадёт в плен и нацистский лагерь. Экспозиция одного из вагонов открылась в этом году в канун Дня Победы. Она посвящена подвигу защитников Брестской крепости, которые первыми приняли удар врага. Фигуры солдат вылеплены из камня и словно слились с цитаделью. Надпись «Умираем, не срамя» передаёт те мужеству и стойкость, с которой сражались солдаты и офицеры крепости. Одной из самых тяжёлых по эмоциональному накалу является экспозиция «Концлагерь». Измождённые от боли и нечеловеческих условий лица… Конвейер смерти. Любимый лозунг нацистов «Arbeit macht Frei» – «Труд освобождает». Он был написан как издёвка над входом в концентрационные лагеря. По всей стране курсировали санитарные поезда, которые забирали раненых с прифронтовых полос и развозили по госпиталям. При необходимости прямо на ходу выполнялись неотложные операции. Благодаря труду медиков были спасены десятки тысяч жизней. А вот о том, что по прифронтовым территориям курсировали и банно-прачечные вагоны, знают не многие. Понятно, что они были необходимы для профилактики эпидемий. В них были оборудованы душевые отделения и парилки. После завершения Сталинградской битвы в один из таких вагонов привели пленных немцев и офицеров. В том числе одного из авторов плана «Барбаросса», командующего немецкой армией, окружённой и капитулировавшей под Сталинградом, Фридриха Паулюса, чтобы отмылся перед отправкой в Москву. Париться он отказался, только помылся в душе. В этом же вагоне, например, лично меня заинтересовало, куда и зачем везут кошек? Оказывается, этот особо ценный груз доставляли в блокадный Ленинград, чтобы пушистые воины спасли город от полчищ крыс. Состав едет по Дороге Победы, которую, как и Дорогу Жизни, постоянно бомбили. Поэтому эту железнодорожную линию называли ещё «коридором смерти». По-своему интересен и штабной вагон, где генералы Рокоссовский и Казаков обсуждают операцию «Багратион». Вся сложность в том, что местность болотистая. Но на выручку приходит одна хитрость местных жителей – «мороступы» – специальные лыжи из ивовых прутьев. На столе – карта Германии. Уже через несколько месяцев Красная Армия войдёт в Берлин. Завершает экспозицию вагон памяти, где в окнах вместо пейзажа – портреты солдат и офицеров, не вернувшихся с полей сражений. Война унесла их жизни. Но в наших сердцах, в нашей памяти они будут жить вечно. По материалам сайта районной газеты "Зара над Нёманам"