15.02.2024
Сплотила нас армейская дружба. Афганец из ОАО «Мостовдрев» Михаил Бурчик вспоминает время армейской службы в далёкой стране
На профессиональном празднике деревообработчиков заместитель генерального директора ОАО «Мостовдрев» Анатолий Махнач вручил Почётную грамоту предприятия слесарю-ремонтнику фанерного цеха Михаилу Бурчику.
Эту награду Михаил Михайлович получил за многолетний добросовестный труд. Но в коллективе знают: Михаил Бурчик ещё и афганец, с честью выполнял воинский долг, имеет награды.
После школы – в Афганистан
Призвали в Советскую армию спокойного и рассудительного сельского парнишку после окончания третьей городской школы в 1986 году. В военкомате увидел на личном деле шифр А20, значит Афганистан. Но призывникам об этом сказали по дороге в Туркестанский военный округ, в город Ашхабад.
– Как отнеслись к этой новости вы сами, ваши родители?
– Как ни странно, спокойно. В те годы молодые люди мечтали служить в армии, а в Афганистане наши солдаты, как тогда говорили, выполняли интернациональный долг. А это особая честь. Теперь я понимаю, что переживали, наверное, родители, хотя вида не показывали. А я сразу настроился на то, что буду служить честно и добросовестно, овладевать воинской профессией. Хотя и понимал, что будет трудно в таких отдалённых и незнакомых местах. В школе на уроках географии на эту страну особого внимания не обращал.
В Ашхабаде молодых солдат серьёзно обучали в течение полугода. Знание военного дела позволило потом многим живыми и невредимыми вернуться домой.
Михаил Бурчик овладевал своей будущей специальностью наводчика-оператора БМП-2. Эта техника, как в «учебке» называли объект 675, только начала поступать на вооружение, заменив БМП-1.
– Первое время у ребят была некоторая растерянность, – рассказывает Михаил Михайлович. – Техника сложная, места мало, много приборов, вооружения, боеприпасов. В машине должны были разместиться три члена экипажа и ещё шесть человек десанта.
Михаил Бурчик с высокими оценками окончил учебное подразделение в Ашхабаде. Все особенности стрельбы из 30-миллиметровой пушки, 7,62-миллиметрового пулемёта и автомата Калашникова (а именно такое оружие находилось в БМП-2) знал назубок, умел применять и показал это на итоговом экзамене.
Здравствуй, земля пустынная
– Через несколько дней с товарищами самолётом вылетели в Афганистан, приземлились на военном аэродроме в городе Кундузе. Оттуда я написал своё первое письмо родителям. А затем и последующие. Я старался сообщать главное: жив, здоров, служба идёт нормально, – рассказывает Михаил Михайлович, – Вспоминаю свою «учебку» с благодарностью. Когда начал служить в Афганистане, уже многое знал, многому, особенно как выжить в условиях жаркого климата при дефиците воды, научился и от сослуживцев. В подразделении было много таджиков и узбеков. Они приспособлены к такому климату, передавали опыт и мне. А офицеры научили не теряться в бою, уметь эффективно применять оружие.
Провинция Кундуз в те годы всё время находилась в зоне активных боевых действий. Именно здесь дислоцировались соединения 40-й общевойсковой армии – Ограниченного контингента советских войск в Афганистане, в том числе и знаменитая 201 Гатчинская Краснознамённая мотострелковая дивизия. Именно она разгромила не один крупный отряд афганских моджахедов. Служить Михаил попал в полк сопровождения грузовых колонн этой дивизии, которые с продовольствием, оружием и другим необходимым для войск и афганского населения шли постоянно. Моджахеды охотились на них.
– Мотострелки на боевых машинах пехоты двигались по маршруту слева и справа колонны, а также спереди и сзади, – говорит Михаил Бурчик. – В случае обстрела мы сразу подавляли огневую точку. Воевать к тому времени уже научились. Грузы, как правило, доставлялись вовремя и без потерь.
– БМП-2 показала свою эффективность во время боевых действий в Афганистане, – говорит Михаил Михайлович. – Боевая машина десанта, установленная как памятник афганцам в Мостах, напоминает мне ту, на которой служил, своих друзей и командиров проведённые в Афганистане годы. И 15 февраля – святой день для нас. А для афганцев «Мостовдрева» он даже выходной.
Ремонтировать технику научил отец
Семья была счастлива, когда в 1988 году живым и здоровым вернулся из Афганистана. Встал вопрос о будущей профессии, о том, куда пойти работать.
– Мой отец Михаил Викторович трудился в колхозе «Новый путь» трактористом, – рассказывает Михаил Бурчик. – Как опытного специалиста, его ценил и ставил в пример руководитель хозяйства Виктор Тропашко. Отец и показывал мне, как ремонтировать технику, научил, как тогда говорили, «крутить гайки». Может, поэтому и решил выбрать слесарное дело, пришёл в фанерный цех на ОАО «Мостовдрев». И вскоре получил первую награду, которой дорожу и теперь, – Почётную грамоту Верховного Совета СССР за образцовое выполнение воинского долга в Афганистане. Мне повезло, бригадиром слесарей тогда работал опытный и доброжелательный человек, мой однофамилец Иван Евгеньевич Бурчик. Он и научил основам профессии. А вскоре началась модернизация фанерного цеха. Дел у слесарей появилось выше крыши. Необходимо было выпускать продукцию на старых станках, продолжать их ремонтировать и одновременно устанавливать новые, учиться их эксплуатировать.
Сегодня фанерный цех – один из самых высокотехнологичных. И всё также ремонт и обслуживание оборудования возложено на слесарей ремонтного участка.
Михаил Бурчик – один из наиболее квалифицированных слесарей-ремонтников, –рассказывает начальник участка Андрей Третьяк. – У него есть и знания, и необходимый опыт. Но очень важно, что это очень ответственный и исполнительный человек. У нас много зарубежного оборудования, в условиях санкционного давления есть определённая проблема с запчастями к нему. Но мы находит выход: где-то закупаем от другого оборудования, что-то приспосабливаем, что-то изготавливаем сами. Хорошо умеют это делать Михаил Михайлович и его коллеги.