Религиозный туризм
РЕЛИГИОЗНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСТОВСКОГО РАЙОНА
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы д.Белавичи
В 15 километрах от Мостов расположена небольшая деревня Белавичи, где на высоком холме возвышается величественная каменная церковь с позолоченным куполом и белой колокольней. К храму ведут 32 ступени лестницы и, поднимаясь по ней, прихожане приговаривают молитву, которая помещена над входом: «Под твою милость прибегаем, Богородице Дево».
Храм был построен в 1822 году помещицей Гоноратой Оскирко. Первоначально здание было построено как костел, но сразу же после окончания строительства было передано Православной Церкви.
Свято-Покровский храм является историко-культурной ценностью Беларуси, памятником архитектуры стиля ампир. Был построен и освящён в сентябре 1822 года. В самой церкви имеется надпись, что «сей храм построен тщанием помещицы Гонораты Оскирко». Ремонтировался в 1864 и 1872 годах за средства прихожан. В строительстве каменного храма принимали участие все прихожане, а также военные из гарнизона, располагавшегося в деревне Зарудавье. Подводами свозили камни, гравий, известь, по дворам собирали яйца для кладки. Сведения о проекте храма и его строителях не сохранились.
Все две сотни лет храм не закрывался и молитвы в нём не прекращались. Сюда приходят на «разговор» с Богом, за советом и с просьбами жители левобережной части города Мосты и близлежащих деревень, которые относятся к приходу данного храма.
Костел Святой Анны в аг. Лунно
Этот храм является памятником позднего классицизма, построенным в 1782 году и основательно перестроенным в 1895-м.
Лунненцы свято хранят легенду о том, что первый костел в их деревне был деревянный, возведенный в 1531 году на пожертвования королевы Боны Сфорца. От старого фундамента до сегодняшних дней сохранился один гранитный валун. Стены фасадов облицованы бутовым камнем. Интерьер храма украшают семь неоготических алтарей работы местных мастеров, резные розетки и орнаментированно-геральдическая роспись стен. В костеле Святой Анны с 1838 по 1841 годы служил ксендз Павел Хринашкевич — друг Адама Мицкевича. Службы в этом храме часто посещала известная писательница Элиза Ожешко.
Костел Святой Анны в Лунно гордость не только жителей деревни, но и Беларуси: храм охраняется государством как историко-архитектурная ценность.
В костеле Святой Анны есть редчайшие реликвии. Например, ложа Элизы Ожешко. Знаменитая польская писательница часто наведывалась в Лунно — в имение своих дальних родственников Миневичей. На лето она приезжала сюда как на дачу. Лунненские старожилы в свое время вспоминали о писательнице, мол, была она очень пытливой женщиной. Здесь, в близлежащей деревне Богатыревичи, она «раскопала» удивительную легенду о Яне и Цецилии. Эта влюбленная пара поселилась в красивом месте на берегу Немана и стала основательницей рода Богатыревичей. Интересную историю любви Ожешко изложила в своем романе «Над Неманом». А прототипом героя произведения Анджея Корчинского писательница сделала жителя Богатыревичей Яна Коменского. В романе «Над Неманом» Ожешко упоминает и об уникальной иконе Матери Божией, что в лунненском костеле. Загадка раритета до сих пор не раскрыта: на стародавней иконе сосредоточено множество символов, а состоит она из трех «рубашечек».
Церковь Святителя Николая Чудотворца аг.Дубно
Согласно легенде, церковь в Дубно была построена итальянскими архитекторами по ошибке. Проект создавался для города Дубна Ровенской области Украины — величественный храм, рассчитанный на многочисленную паству. Однако строители перепутали и возвели его в одноименной деревеньке Дубно неподалеку от Мостов, насчитывавшей всего несколько десятков дворов.
Ошибка это или промысел Божий, но в 1840-х годах каменная церковь была возведена за деньги из государственной казны. Это памятник ретроспективно-русского стиля, четырехстолпный, пятикупольный храм. Главный элемент его интерьера — световой барабан, делающий церковь наполненной воздухом, торжественной. Что же касается украинского Дубно, то там стоит почти копия белорусского храма, только с тремя куполами вместо пяти.
Еще одна загадка церкви Святого Николая связана с иконами. В главном алтаре над дьяконскими вратами замечаешь... старые черно-белые фотографии. На самом деле это иконы, написанные в совершенно не характерном стиле. Не в белорусской традиции и образ святителя Иоасафа Белгородского, написанный на металле, — так работали в северной части России.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2007 года №578 церковь включена в список историко-культурного-наследия Республики Беларусь, имеет 3 категорию ценности.
Костёл Святой Троицы д.Плебановцы
Одной из визитных карточек Мостовского района является Свято-Троицкий костел д. Плебановцы (аг. Струбница), который построен в 1740 году. Это архитектурный памятник деревянного зодчества с элементами барокко. Из всех историко-культурных ценностей Мостовского района Свято-Троицкий костел единственный имеет категорию "2" материальной историко-культурной ценности, является памятником общереспубликанского значения.
Его отличительные духовные, художественные и документальные достоинства имеют национальную значимость. В состав памятника входят еще отдельные ценные элементы декоративной отделки интерьера: три алтаря, роспись, орган. Следует обратить внимание на входные ворота, которые находятся при входе в храм.
Церковь Рождества Богородицы д.Пацевичи
На широкой просторной площадке в агрогородке Пацевичи красуется этот храм. Построен он в 1867 году из дерева. Церковь возведена в стиле народного зодчества. Особенно много людей здесь собирается на успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. В этот день принято отмечать чудо веры, терпения, которые олицетворяет праведница. В день Успения обращение к праведнице должно быть искренним и полным глубокой веры.
История церкви связана с камнем, который находится рядом с церковью. Вот как она описывается в разных источниках:
25-го числа месяца июля, в день успения св. Анны, освящена приписная в Самуйловичском приходе Пацевичская церковь, во имя Рождества Пресвятыя Богородицы.
Обстоятельства построения этой церкви до того своеобразны, что нельзя о них умолчать. Вблизи деревни Пацевич, на крестьянских полях, лежал громадных размеров камень – дикой гранит, от плоской формы своей называвшийся в народе плитой. Этому то камню выпало на долю в продолжении очень долгаго времени служить предметом особеннаго почтения для окрестнаго народа.
Назад тому лет 20, местное дворовое управление намеревалось употребить этот камень на поделку мельничных жерновов. Крестьяне о том знали, но недорожа нисколько камнем, недумали тому противиться. Но вот однажды некто из крестьян, возвращаясь ночью в свой дом, видел на камне огонь. Затем крестьянская девушка, пасшая по дню скот вблизи каменя, будтобы увидела на нем чудную жену, наименовавшую себя Богородицею и приказавшую той девушке оповестить всем дабы люди покрепче Богу молились, дабы жили по заповедям Божим присовокупляя к тому, что Она всегда пребудет на месте том и всегда услышит всех истинно призывающих Ее по всех нуждах и скорбях. К тому другие прибавляли, что видели по ночам на камне возженныя свечи. Плита сделалась в очах суеверных простолюдинов святою плитой; вместо прославления Господа Бога во святых храмах, мало по малу между христианским народом распространилось своего рода идолопоклонство, к камню стали люди собираться на молитву, ему кланялись, целовали и от него жаждали чудес и исцелений.
Нынешний Самуйловичский священник, за поступлением своим на приход, уже застал в нем такое идолопоклонство в полной силе. Кроме того, задача священника усложнялась и тем, что почитателями плиты были не одни его прихожане, но они во множестве являлись и из других приходов. Видя безуспешность проповеди священник решился употребить более решительную меру, – он задумал и с свойственную ему энергиею разбил камень в куски, а дабы еще и в таком виде камень не мог служить для народа предметом боготоворения, свез оный на погост церковный с целию употребить в дело при первой случившейся постройке» .
Далее в «Ведомостях» описывается, что это не возымело должного эффекта. Люди стали роптать на священника, говорили даже, что «плита» является во сне и плачет от боли. Народ же стал приходить теперь ко впадине, которая осталась от камня. Настойчивый священник тогда приказал земской полиции засыпать и впадину, а на место поставить стражу. Вскоре, однако, стража «совершенно забыла возложенную на нее заботу» и народ вновь стал собираться на прежнем месте. Тогда священник решил поставить в деревне церковь: удивительно, но деньги на начало работ удалось собрать именно благодаря паломникам, которые оставляли пожертвования на месте бывшего камня. Наконец, к 25 июля 1863 года церковь была завершена и, как тогда казалось, история камня канула в небытие. Не тут-то было: она только начиналась. К сожалению, в материале ничего не сказано, о том, куда же переместили осколки валуна. Сейчас считается, что их переместили как раз в основание церкви.
В 1893 году в материалах П. В. Шейна встречаем следующее упоминание о д. Пацевичи, которая в тот момент относилась к Волковысскому уезду Песковской волости: «Въ разстояніи 50 саженей отъ дер. Пацевичи нѣсколько лѣть тому назадъ лежалъ довольно большой камень синеватаго цвѣта. Видѣли многократно, какъ на плоской поверхности камня горѣли три свѣчи, а передъ камнемъ стояли въ молитвенном положении двѣ дѣвочки. Въ одной изъ нихъ можно было признать крестьянскую дочь Ганну, какъ разъ пропавшую изъ дому въ такое время, что и подтвердилось отцовскимъ досмотромъ. Навопросъ отца, где она была, Ганна упала на землю и тотчасъ-же крѣпко уснула и проснувшись отвѣтила: «я спала». Это обстоятельство сдѣлалось извѣстнымъ въ народе и камень прослылъ чудодѣйственнымъ, а стекавшiеся богомольцы осыпали его богатыми приношеніями. При постройкѣ церкви въ Самуйловичахъ хотѣли употребить въ дѣло сказанный камень, но каменотесъ, при первомъ приступѣ къ дѣлу заболѣлъ, и послѣ тяжкихъ мукъ умеръ на третій день. Когда же другіе рабочіе положили камень на «брику» и тронули лошадей, всѣ колеса разомъ сломались, камень упалъ на землю и ушелъ въ глубь. Но за одну эту попытку у священника перемерли всѣ дѣти и самъ онъ съ женой заболѣлъ. Тогда решено было на этомъ мѣстѣ построить церковь, которая и сооружена во имя Святой Анны. Учен. Свисл. уч. семинаріи Онуфрій Мохначъ» .
Относительно появления камня рассказы информантов несколько различались между собой. «Гэта, мусiць, в цэсць тага камня i цэркаў пабудавалi. Там, мусi, явiлася Прысвятая Багародзiца». «Ну вот сначала явiўся этат камень, бальшой валун такой, а на этам камне пастаянна являлася сьвятая Праведна Анна. И вот… i там напротив… дом быў, две дзевачкі ўсё к ней бегалі, к этай сьвятой Праведнай. Ана гаварыла: «Сматрыце, вы прыхадзіце ка мне, маліцесь умесце са мной, но нікаму не гаварыце». Ну а эці радзіцелі настаівалі: «Што Вы ўроце?». Ну настаівалі: «Дзе вы цэлымі днямі прападаеце?». Ані і сказалі: «Мы бегалi к цёце». [В 1867 году] зацянул [батюшка камень] туда вот… у Самуйлавiчы. Яго паралізавала этага бацюшку. І сказалі: «Адцяні этат камень, і туда, дзе ён быў, і пастрой там цэркавь». Вот як паралізавала, ён тада адцянуў, этат камень... «Как бабушка рассказывала, что на поле этот камень был. Это давным-давно было, замечали, что стали появляться свечи, видно огни, и слышал какое-то пение и вот, значит, ну, этот камень, значит, начали люди говорить и собрались, значит, построить церковь. Не эту, а собрались… батюшка затянуть в Самуйловичи. Стали тянуть – кони не тянут, и ничего не получается и вот тут не уверена, что-то… кароче… что-то не позволило убрать и, значит, сделали на этом месте12». «Я хоць i не помню, але помню толька гаварылi, што гэта як ступенькi. Ой, гэта даўным даўно, нi пры маёй памяцi, Мацер Божая з’явiлася на каменi. Вот. А потым той камень рос. А потым той камень на кускi… i ступенькi рабiлi». Сходное предание записала в д. Пацевичи и Л. В. Дучиц во время экспедиции Этноисторического центра «Явар» в 2015 году. Шавутько Мария Васильевна (1927 г.р.) рассказала со слов своего отца (Мохнач Василия Денисовича, 1895 г.р.), что в деревне был большой камень. Жили три девочки-сиротки. Им явилась Божия Матерь и учила молиться. Просила, чтобы они никому не говорили, но люди потом узнали. Священник хотел перевезти камень в д. Самуйловичи на строительство церкви, но во сне ему был приказ вернуть камень на место. Вернули и там построили часовню. Также исследователи записали, что возле часовни на дереве появилась икона, но в 2017 году во время экспедиции Проекта «Уфоком», мы не смогли найти никого, кто упомянул бы об этом.
Так когда же камень оказался в основании церкви? М. М. Алексютович пишет «примерно про 1880 год». Так как церковь Рождества Богородицы в д. Пацевичи построена в 1867 году, то, вероятно камень попал в ее основание примерно в это же время, хотя в «Литовских епархиальных ведомостях», сообщавших об ее открытии, об этом ничего не сказано. Часто указывается, что камень хотели использовать при строительстве церкви в Самуйловичах, однако год строительства церкви св. Николая Чудотворца в д. Дольные Самуйловичи – 1801, что не совсем вписывается в озвученный выше легендарный сценарий. Скорее можно склониться к варианту, описанному в «Хронике церкви Св. Николая в Самуйловичах» священника Савы Кульчицкого. К сожалению, с самой Хроникой нам ознакомиться не удалось, поэтому сошлемся на цитаты из нее, приведенные в статьях В. Капризы и А. Сабостяна. Так, В. Каприза пишет, что 1853–1856 годы были голодными. «Много людей тогда умерло по причине холеры и много скота из-за отсутствия пастбищ и больших морозов. В 1857 году буря уничтожила посевы в соседних Парфеновичах и Заболоти. В Пацевичах стали происходить чудеса. Там лежал камень, где начала появляться св. Анна. Камень забрал поп Кульчицкий в Самуйловичи, но вынужден был вернуть на старое место. На том месте сложили каплицу». А. Сабостян дополняет это тем, что происходили эти события в середине XIX века и что св. Анна появлялась со свечкой в руках, но когда кто-то пытался приблизиться к ней, она исчезала. Камень же священник Сава Кульчицкий перенес в церковь д. Самуловичи, но после того как во сне ему явилась праматерь божья Анна, камень было решено возвратить назад. Раньше сюда прибывали верующие из многих населенных пунктов, ехали на подводах, шли пешком с одной целью – поклониться святой Анне. Итак, наиболее вероятная дата происходящих событий – 1857–1858 годы, а с 1867 года камень уже мог находиться рядом с церковью и служить ее крыльцом или, частично, фундаментом. Хотя, в одном из источников год постройки церкви указан как 1876, это, очевидно, опечатка.
Несмотря на то, что к камню еще в сравнительно недавнем прошлом ходили тысячи человек, найти тех, кто об этом хорошо помнит, оказалось непросто. Дело в том, что сам праздник в день памяти Успения праведной Анны сохранился до наших дней и отмечается в ту же дату – 7 августа. Только вот камень теперь не является центральным элементом Крестного хода и упоминается как бы вскользь и то, если специально сакцентировать на этом внимание. Сами же верующие во время Крестного хода следуют из д. Самуйловичи в Пацевичи, где проходит Божественная литургия, по окончании которой процессия обходит вокруг церкви. Вода же из следка на камне и сейчас считается целебной, но люди не говорят, что ходят именно к нему.
«Да я ўжо тут более 20 гадоў, але я не бачу там ніякога каменя, цяпер пахаранілі там нейкаго, ля таго каменя. [То есть не слышали, что там к нему ходят, да?] Так штоб хадзілі к каменю, я не чула. Мо цяпер і ходзяць». «[То есть вот крестный ход, который совершается 7 августа, он… как камень в нем задействован? То есть подходят ли к камню, или как?] Ну проста крэсны ход з Самуйлавічэй ідзе і сюда, ўстрэчаюцца здесь. Камень так ен… [То есть к камню сейчас не имеет место паломничество?] Ну да… у аснаўном… [Ну то есть крестный ход, когда бывает, то камень… о нем даже никто не вспоминает, получается?] Ну пачэму не ўспамінаюць? Успамінаюць! Прыкасаюцца, моляцца… да, усё!»16. «Гэта, мусiць, в цэсць тага камня i цэркаў пабудавалi. Там, мусi, явiлася Прысвятая Багародзiца. [А раньше ходили к этому камню?] I цяпер ходзяць! [К камню?] Ходзяць не к камню, там у нас есць праздник Прысвятой Анны. Там фэст. Я даўно туда хажу. З падростка. [А раньше этому камню как-то поклонялись?] Да, канешне. Тамака абычно ў том камню ёсць такая выемка… як дождж… тама заўсёды вада стаiць. То ўсе умываюцца ей. Бяруць. Там гэта гавораць там есць слядкi гэтае Прысвятой Анны». «[Он все время был в том ганку?] Усе время, нам старыя тыя людзi паказалi, усе гэтакi гавораць, а як мы… тожа ж мы не помнiм… [Раньше прямо к нему ходили, к этому камню, поклонялись?] Не, не, не. Такога не было каб мы пакалнялiся, цi што, не. Там проста як дожджык пойдзе, у каго глаза баляць, у каго рукi ў гэтай вадзiчке мочаць там, прамываюць. А хадзiць мы туда не ходзiм. Проста да гэтай каплiчкi ходзiм у цэркаў. 7 августа… некалi яшчэ звалi фэст i цяпер. Прыстольный празднiк. I вот нас столько много людей i священников i все тамака». «[Какое раньше место камень занимал в церемонии?] У цэрэмонii ён нiчога не занiмаў. Там ужо ўсе знаюць як iдуць. I вакруг ходзяць там i моляцца. I ў пячоркi там ету… там капейкi кладуць. То ўсе некалi жабракi там хадзiлi, то немоглыя, то там гэтыя капейкi сабiралi. I абладавалi жэнншчыны, то яны малiлiся там за ўсiх.
На наш вопрос о том, считал ли кто-то камень упавшим с неба, был получен ответ: «Явілся… ну з неба так гавораць, но явіўся па-настаяшчаму. Явіўся ну… упаў. Можа так… па-настаяшчаму-та ён явіўся». В одном случае мы зафиксировали, что камень, наоборот, не упал, а вырос из земли: «Ну вот явiўся камень – вурос сам па сабе камень. З-за таго каменя сцянулі і што там плоха было для людзей, і яго назад паставілі, і там каплічку эту пастроілі».
Наши информанты сообщали и об исцелениях от различных заболеваний: «На самом деле чудо существует. Потому что я, допустим, в плане, что он как лечебный помогает для людей. Вот, когда дождик пройдет, там же крыльцо сделали и там тоже есть этот камешек. И этой водой я сама лично если какие-то образования где-то есть, то вот, значит, помолишься… я своему ребенку даже взяла набрала оттуда водички даже просто привезла домой тоже. Бородавки были, помазала… забудешь – пропадает. «Я там ішоў, а там мужык кароў пасьвіў, я яго – што эта за мужыкі прыязджаюць? А ён гаворыць: «З Літвы!» …На «Волге» этай, яшчо раньшэ была, у iх дзіця забалела… ім падсказалі сюда, іменна сюда, вот гавораць прыехалі з залатой (?) ложачкай, бутылачкай […]. Яшчэ помню раньшэ тада, абрашчаліся к камню, намолены быў капітальна, намолены, ну прэдстаўце, сама Сьвятая Праведна Анна малілася там. Сама! Мама прысьвятой Багародзіцы! Эта ж …ана …кожны дзень малілася… Ён ж намолены быў! І есьлі с верай усё правільна прыкасацца, канешна ён ісцэліць і ўсё як паложана! Но шчас этага ж ніхто ж не дзелает… Мы ж усе такія умныя сталi»23. Иногда сам камень при этом не упоминается, а говорят «Ганна памагае»: «…Мужчына с Капачоў сядзiць i кажа: «А вы на Ганну ходзiце ў цэркаў?». А я кажу: «Оооой! Канешне, як эта не iсцi». Ён кажа: «Але ведаеце што – Ганна памагае». Гаворыць: «Мне балелi ногi, то я не мог хадзiць». То, кажа, у ночыю (?) узяў два калы i з каламi iшоў туды ў цэркаў. I кажа прыйшоў памалiўся, як меў, хоць праваслаўная церкаў, а я, кажа, католiк. Але як меў, так памалiўся, а да дому, кажа, ужо без калоў iду. I на мяне кажа, ты, Нiна, знай, што Бог е на свеце…». О том же пишет и прихожанка храма в честь Собора Всех Белорусских Святых (г. Гродно) А. Федутик: «А что место святое, так тому свидетельством является многие чудеса, которые происходят там. Рассказывают, что когда люди, у которых болят ноги, с трудом обходили даже закрытый храм, то получали избавление от своих мук».
Все же остается открытым вопрос: ходили ли раньше люди 7 августа непосредственно к «святому камню»? В отчетах уполномоченных чаще всего упоминается именно камень, а сами информанты утверждают, что сейчас камень не занимает того места, которое ему было отведено раньше. С нашей точки зрения, объяснение этого может быть в том, что почти 30 лет камень посещали тайно и говорили про это шепотом: «Люди как-то так ходили к этому камню, не разглашали ничего про то, что они ходят. Тогда ж не разрешалось». Шепот оказалось сложно услышать далеко от Пацевичей и о камне стали понемногу забывать. С другой стороны, могло повлиять и отношение местного священника или епархии, ведь далеко не всегда почитание камня прочно вплетается в православную традицию, ассоциируясь у некоторых сугубо с языческими пережитками. В любом случае, когда Крестные ходы были возобновлены, то чудодейственному валуну-следовику в них было отведено куда как меньше места, чем раньше. И «святой камень», к которому в свое время приходило до 5 тысяч человек, ныне почти забыт, превратившись в святыню локального значения, которая плохо известна даже в Гродненской епархии. Но есть все шансы, что время камня снова придет, и о нем заговорят с новой силой.
Костел Богоматери Руженцовой (Девы Марии Розария) аг. Пески
Агрогородок Пески в Мостовском районе, находится на пересечении автодорог.
В 1900—1915 годах на месте старого костёла был возведён из кирпича и бутового камня в неоготическом стиле новый храм — костел Пески. Костел Богоматери Руженцовой (Девы Марии Розария).
В архитектурном плане — это однобашенный, трёхнефный храм — базилика с трансептом и пятигранной апсидой с сакристиями по бокам от нее. И все это возведено именно из камня, что придает храму особую атмосферу.
Боковые фасады храма прорезаны вытянуми стрельчатыми арочными оконными проемами, простенки разделены близкими по форме к контрфорсам пилястрами. Щиты трансепта сверху завершены зубчатыми аттиками и фланкированы небольшими остроконечными башенками — пинаклями.
Доминирует в архитектуре костела в Песках трёхъярусная колокольня с восьмигранным верхним ярусом, завершённая высоким шатром, где находиться колокол 1780 года. При этом верхний ярус колокольни не каменный, сразу видно, что он не оригинальный, а был надстроен позже, оригинальная же каменная часть колокольни была разрушена предположительно во время войны.
Вход в костел осуществляется через вытянутый портал со стрельчатым завершением. По обе сторона от входя на главном фасаде имеются две ниши такой же формы, как и входной портал, только размерами помешьше.
Церковь Святого Николая аг. Пески
Церковь Святого Николая в Песках была построена в 1868-1870 гадах по проекту Николая Тихвинского на месте старого деревянного храма. Средства на строительство церкви выделил владелец Мостов Александр Ознобишин. Территорию церкви опоясывает ограда из бутового камня.
Она очень похожа на большое количество таких же православных церквей Беларуси, построенных после подавления восстания 1863-64 годов на территории Беларуси властями Российской империи с целью активного распространения православия. Это одна из однотипных церквей — муравьевок, которые за исключением каких-то небольших элементов декора очень похожи друг на друга. Хотя само здание церкви при этом выглядит красиво. Построено оно в традиционном для тех лет ретроспективно-русском стиле, состоит из основного объема кубовидной формы под четырехскатной крышей, к которому пристроены через прямоугольную трапезную притвор с башней и полукруглая апсида. Стены храма прорезаны оконными проемами — арочными в основном объеме, прямоугольными в трапезной, окрашены в желтый цвет. Элементы декора (орнаментный пояс сверку, кокошники над оконными заверениями в основном объеме, наличники. лопатки) выделены белым цветом. Над основным объемом на восьмигранном барабане установлен купол.
Доминантой храма является двухъярусная колокольня (восьмерик на чеетвертаке), накрытая шатровой крышей, увенчана куполом: надстроенная над притвором. Вход на территорию храма осуществляется через трехарочную браму встроенную в ограду из бутового камня.