Трагедия деревни Задворье
Проходишь мимо обелиска, ты низко павшим поклонись
Здесь захоронены 260 жителей деревень Задворье, Песчанка, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками 17 декабря 1942 года во время карательной операции «Гамбург».
Деревни Задворье и Песчанка были сожжены карателями.
Величественный памятник – скульптура партизана с автоматом – был установлен в 1962 году на братской могиле в центре деревни Задворье.
В годы Великой Отечественной войны деревня Задворье оказалась в гуще партизанского движения, которое организовалось в Липичанской пуще. Многие её жители стали бойцами партизанских отрядов, другие помогали им продуктами, едой и всем, чем могли. Трагедия настигла деревню в декабре 1942 года. Во время проведения карательной операции «Гамбург» немецко-фашистские оккупанты расстреляли 260 жителей Задворья и других деревень. Их похоронили в овраге на левом берегу реки Сипа. Деревню гитлеровцы сожгли.
После войны на родные пожарища вернулись жители деревни, воевавшие в партизанских отрядах. Государство оказало им помощь в выделении леса и других материалов. И вскоре на месте сожжённой деревни было построено 36 домов. Большинство жителей трудилось в местном колхозе «Ленинец». Бывшие партизаны и стали инициаторами возведения на братской могиле памятника. После войны здесь был установлен деревянный крест. Для увековечения памяти сотен погибших людей нужен монумент. Статуя партизана с автоматом стала основой скульптурной композиции. Памятник установили за средства колхоза при содействии государства. В дни памяти и скорби к нему приезжают дети и внуки погибших.
Из воспоминаний Ивана Андреевича Терешко, жителя деревни Задворье:
«Мое родное село Задворье находится в лесу у реки Сипа. На другом берегу стояла деревня Песчанка.
Когда немцы узнали об участии жителей в партизанском движении, они часто посещали деревни, проводили обыски. Если что, мы разбегались по лесу.
А 17 декабря 1942 года случилось непредвиденное. С утра в деревню стали съезжаться немцы. Кто-то бежал, многие остались.
С обеда деревни Задворье и Песчанка были окружены, а всех жителей, кто был в деревнях, согнали в одно место. Их разделили на две группы, одних звали и отпускали, а остальных согнали к реке в низину. Там начался расстрел мирных жителей из автомата.
Семья Андрея Куршука была расстреляна в доме. Семью Владимира Терешко также расстреляли дома, он сам сбежал, сбежала и его дочь Женя. Фашисты убили сына, жену и тещу.
В момент, когда жителей Задворья и Песчанки гнали на расстрел, группа немцев подошла к Боярам. Они также окружили деревню, согнали жителей и направили их к мосту через реку у леса. Я был с ними. Всего собралось около ста человек.
Потом началась стрельба, все упали. Я тоже упал. Лежал и не шевелился. Все лежали, убитые и еще живые. Немцы некоторых проверяли или живые. Они подошли к Терешке Анне. Один немец пнул ее в ногу. Второй говорит: «Дойдет!». Женщина выжила.
Когда все успокоилось и вокруг никого не было, люди стали шевелиться и расползаться, кто мог. Выжила Анастасия Павловна Терешко, тетя Альжбета.
Я тоже вылез. Осмотревшись, я направился в лес, что рядом с Боярами. Там я провел три ночи один»